Генри Лиланд — уникальная личность в своем роде. В мир самоходных экипажей он окунулся на пороге своего 60-летнего юбилея, и то по чистой случайности. А история названия машины и компании уходят своими корнями в самое начало XX века.
В 1890 году Лиланд «скооперировавшись» с состоятельным знакомым Фолкнером открыл мастерскую Leland & Faulconer. Сфера деятельности Leland & Faulconer огромна – передаточные механизмы, детали для велосипедов, литье и штамповка металла, паровые двигатели и даже уникальное творение Генри – игрушечная железная дорога. Кроме того, на дворе был как раз конец XIX века, ознаменовавшийся рождением автомобилестроения. К быстро обретшему широкую известность Лиланду, который производил очень качественную продукцию, стали обращаться за помощью и конструкторы самоходных экипажей, просившие исправить тот или иной дефект.
Первый раз Лиланд вплотную познакомился с автомобилем, когда в Leland & Faulconer обратился небезызвестный Рэнсом Олдс – основатель Oldsmobile. В офис фирмы он приехал на гремящей и стучащей машине собственного производства и предложил известному механику устранить все недоделки и изготовить для компании Олдса несколько тысяч «доведенных до ума» двигателей. Для Лиланда это не стало проблемой, и уже в 1901 году он представил заказчику значительно улучшенный, работающий гораздо тише и ровнее мотор, в котором, кроме всего прочего, в три раза сумел поднять мощность.
Немало подивившись мастерству Генри, Олдс тем не менее расторгнул договор на поставки этих двигателей, посчитав, что внедрение нового мотора замедлит производство новых автомобилей.
Поработав около года в Детройте, Генри Лиланда, как грамотного инженера и специалиста, пригласили в качестве консультанта на ликвидацию автомобильной фирмы. Необходимо было провести аудит существующих активов компании. Фирма, на которой предстояло провести оценку активов, была создана при участии Генри Форда и двух предпринимателей Вильяма Мерфи и Лемюэля Баумена. Из–за разногласий, возникших между организаторами, было принято решение о ликвидации автопроизводства. Рассорившись с партнерами Генри Форд, вышел из компании, а промышленники решили провести перепись своих активов перед закрытием компании.
В процессе проверки производства, Генри Лиланд увидел потенциал компании и предложил бизнесменам не закрывать фирму, а использовать его двигатель, отвергнутый «Олдсмобилем» и поставить его на шасси, разработанное под автомобиль «Форда». Идея понравилась Вильяму Мерфи и Лемюэлю Баумену. Вложив еще средства в производство они увидели, как из ворот автозавода в 1902 году выехала первая «Model A».
Генри Лиланд и Cadillac Model A
Генри Лиланд решил назвать свою компанию в честь француза Антуана де Ламот–Кадийяка, основателя поселения «Вилль д’Этруа». Британские поселенцы читали название как d’Etroit, по буквам — Детройт, который и стал впоследствии автомобильной столицей США. С названием компании произошла точно такая же веселая история, как и 200 лет назад с названием — Вилль д’Этруа. Генри Мартин Лиланд прочитал по буквам имя Кадийяка (Cadillac) — как «Кадиллак».
Первые машины «Кадиллак» небыли похожи на «линкоры автострад» пятидесятых годов. Это были небольшие, одноцилиндровые машинки, которые отличались от других высочайшим качеством сборки и надежностью в эксплуатации. Несмотря на простую двухступенчатую трансмиссию и цепной привод задних колес, — одноцилиндровый мотор разгонял машину почти до 60 км/час.
С самой первой машины ставшей на конвейер специалисты «Кадиллака» своей визитной карточкой сделали невероятную точность в изготовлении и подгонке деталей автомобилей.
И это не удивительно, ведь требовательный Генри Лиланд, основатель марки «Кадиллак», был инженером и немало лет проработал на оружейных заводах Спрингфилда и Кольта.
Надежность в эксплуатации и высокие потребительские свойства быстро сделали «Кадиллак» популярным у автодилеров и покупателей.
В 1906 году стилизованный герб города Детройта был зарегистрирован, как торговая марка «Cadillac Motor Car Company».
На заре автомобилестроения сборка автомобилей велась вручную, и никто из производителей особенно не заботился о том, что бы качество деталей автомобилей и его сборка было безупречной.
Часто детали одного автомобиля невозможно было установить на другой как запчасть.
Только Генри Лиланд был против такого подхода, как уже отмечено выше, он был сторонником высококачественного изготовления комплектующих деталей, особо точного их изготовления. И он добился этого, выписав из Швеции специальные калибровочные инструменты. С большим трудом преодолев расхлябаность и косность в производстве комплектующих, Генри Лиланд ввел стандартизацию запасных частей и их взаимозаменяемость.
«И в 1908 г. этот подход увенчался эффектным триумфом в специальном состязании, организованном Британским королевским автоклубом. Три «Кадиллака» были доставлены в Англию, полностью разобраны, после чего детали перемешали и снова собрали. Все три автомобиля оказались полностью функциональными».
Из архива компании
Такое достижение было отмечено призом Дьюара, и слоганом компании стала фраза — «Мировой стандарт».
Cadillac Type 30 1912 года
В период с 1909 г по 1938 год с компанией произошло несколько изменений. Первые инвесторы Вильям Мерфи и Лемюэль Баумен продали свой бизнес и «Кадиллак» перешел по контроль «General Motors». Однако Генри Лиланд сохранил за собой пост президента компании. Машины с одноцилиндровым двигателем перестали выпускать, на смену им пришли четырехцилиндровые, тридцатисильные двигатели, которые с годами набрали объем и мощность.
Cadillac Type 57 Victoria Coupe 1918 года
На рынок были выпущены новые модели. Автомобили «Кадиллак» стали воплощением эталона красоты, надежности и мощности серийных автомобилей.
Cadillac Sixty Special 1938 года
Во время Второй Мировой Войны большая часть промышленности США перешла на военные рельсы. Не осталась в стороне и компания «Кадиллак». Полностью прекратив выпуск гражданских автомобилей, руководство компании приложила максимум усилий на перепрофилирование производства для военных нужд. И в 1942 году выпустили первый танк, оснащенный двумя V — образными двигателями «Кадиллак».
Так же «Кадиллак» участвовал в выпуске танка м–24 и поставлял детали для авиационных двигателей V — 12 Allison Aircraft.
AllisonV12
С окончанием войны, когда жизнь стала возвращаться в мирное русло, и автомобили снова оказались востребованы, специалисты «Кадиллака» сумели сохранить передовые позиции в производстве и качестве своих автомобилей.
Cadillac Fleetwood Sixty Special 1948 года
Расцвет послевоенного промышленного производства и новейшие разработки в области самолетостроения повлияли на дизайн автомобилей. Многие элементы стали похожи на самолетные, задние крылья стилизованные под киль самолета, обтекаемые аэродинамические формы и обвесы кузова вызывали восхищение у потенциальных покупателей. Потрясающий дизайн, выдающееся качество сборки и надежность, сделало этот автомобиль самым желаемым.
«1953 год ознаменован появлением модели Eldorado, которая стала первой послевоенной разработкой Cadillac в классе роскошных пассажирских автомобилей. Потрясающий автомобиль, впервые оснащенный панорамным ветровым стеклом и характерными фарами с «козырьками». Среди других отличий были металлическая съемная крыша, утопленные двери, кожаная обивка салона, хромированные колеса с декоративными спицами, оригинальный дизайн кузова и самонастраивающееся радио».
Cadillac Eldorado Convertible 1953 года
Eldorado стоил 7750 долларов — большие деньги по тем временам, но до сих пор считается отличным вложением денег.
А это великолепно оснащенная, элегантная и возвышенно недоступная модель Cadillac Eldorado Brougham 1957 г. выпуска.
Cadillac Eldorado Brougham 1957 года
Автомобиль стал иконой стиля «Кадиллак». Посмотрим на некоторое оснащение этого лимузина: сдвоенные фары, несущая крыша не имеет центральной стойки, особенный способ открывания дверей (распашные в разные стороны) сделал удобным доступ в салон. Вы только подумайте, открывающийся и закрывающийся автоматический багажник, и это в то время. Пневматическая подвеска и кондиционер. Низкопрофильные шины, входящие встандартную комплектацию и стальная полированная крыша оставляли неизгладимое впечатление у праздных зевак. А счастливые владельцы умиленно улыбались от удовольствия владения Cadillac Eldorado Brougham. Всем своим видом показывая свою элитность и успешность.
Вот в этом, самом первом виде — Cadillac Eldorado Brougham выпускался всего два года. Затем, одно из самых известных итальянских кузовных ателье Пининфарина, доработало кузов и на рынок вышел Cadillac Eldorado Brougham 1959 г.в.
Это действительно редкий в полном смысле этого слова автомобиль. Всего сошло с конвейера 99 автомобилей и они сразу же стали коллекционной редкостью, которой являются по сей день, оставаясь желанным приобретением для фанатов коллекционеров.
Взяв на себя лидерство по внедрению новейшего автомобильного оборудования, «Кадиллак» не устаёт удивлять своих почитателей:
1962 год. Передние и задние поворотные огни, двухконтурная тормозная система.
1964 год. На автомашины устанавливают климат–контроль.
1966 год. Сиденья с электроподогревом.
1967 год. Cadillac Eldorado с переднеприводными колесами.
1970 год. Появляется транзисторная тормозная система » Track Master » прототип ABS.
1971 по 1976 гг. Идет работа над снижением вредных выбросов, двигатели переводят на низкооктановый бензин и внедряют каталитический нейтрализатор. Серийно устанавливают подушки безопасности.
Cadillac Eldorado Bicentennial Edition 1976 года
Эти достижения «Кадиллака» не удивительны потому, что с самого начала, Генри Мартин Лиланд внедрял высокую культуру производства. Строжайший контроль над качеством комплектующих компонентов. Поэтапный контроль сборки, который и сегодня остается недостижимым эталоном для многих производителей автомобилей. Дизайн и тщательнейшая проработка элементов кузова и салона, удобство и удовольствие от вождения, сделали «Кадиллак» мечтой автолюбителя.
Источник