Исследуя отвратительных мужиков в истории, мы не могли пройти мимо «хобо», настоящей элиты среди бездомных.
Хобо — это сорт бродяг, которые при всей своей маргинальности и нищенском существовании все же отличаются от обычных бомжей и прочих жителей социального дна.
Этим словом в США называли странствующих сезонных рабочих, которые образовали собственную субкультуру. Хобо — это не столько бичуган, который решил зашибить пару монет, сколько неудачливый трудяга, потерявший свои корни и последние средства к существованию. Теперь надо понять, чем они отличаются от бомжа Василия, который живет у вас на районе.
У хобо есть своя история
Первые американские записи о вагабондах, вольных и нищих скитальцах, сделаны уже вскоре после колонизации. Спустя столетия, в эпоху индустриализации, железные дороги стали настоящим открытием и лучшим способом перемещения для бездомных бродяг и искателей подработки. Социальные потрясения и легкость, с которой можно было переместиться через всю страну, сделали хобо довольно многочисленным классом.
Особенно мощные всплески популяции хобо были замечены сразу же после гражданской войны и Великой депрессии в США. Сотни тысяч бродяг путешествовали по стране в товарняках, на крышах вагонов и между ними. Многие прожили так до конца дней своих, некоторые просто пытались перекантоваться в нелегкие годы и снова вернуться к нормальной жизни. Кто-то из них регулярно подрабатывал и брался за любую черную работу, кто-то не гнушался и попрошайничества и мелких краж.
У хобо есть своя колоритная культура
Специфическая жизнь хобо выделила их в особую категорию не только среди граждан США, но и бездомных вообще. В какой-то мере они были на вершине сообщества бомжей тех лет. Как правило, это белые работоспособные люди, многочисленные, способные перемещаться на тысячи миль и неплохо организованные. У них были и свои представления о профессиональной чести. Кроме того, американские чалдоны стали зачинателями нового вида искусства: перечеканка мелких монет на свой манер, которые получили название «hobo nickel».
За долгое время, пока хобо жили сами по себе, как бы вне социума, у них сложились диалект, мода и мировоззрение. Часть этих нищих авантюристов со временем смекнула, что их образ можно использовать для того, чтобы подзаработать, и песни хобо начали звучать в кабаках и на деревенских танцах.
Кроме того, у хобо появилась своя система знаков, которые служили для коммуникации: начертанные на видном для другого бродяги месте, они давали представление о местности и перспективах. Система не только оказалась полезной, но и развилась: существовали десятки общеизвестных и сотни локальных и специальных знаков для своих.
Традиция жива до сих пор: современные бродяги делятся информацией о халявном вайфае и местах, куда сетевые магазины и фастфуд-рестораны выбрасывают просроченные продукты.
У хобо были даже свои газеты, вроде Hobo News, Hobo World и Hoboes Jungle Scout. Они развлекали, обучали, печатали анекдоты из жизни бродяг и залихватские детективные истории о дороге и босяцкой жизни.
Хобо прописались в массовой культуре
Невозможно представить, чтобы столь любопытное явление не заинтересовало публику, и потому хобо заняли свое место в литературе, кинематографе и музыке США. Появлялись даже комиксы о жизни американских босяков.
Керуак, Буковски и Джек Лондон так или иначе вели жизнь хобо: путешествовали в товарняках и автостопом, подрабатывали, пропивали заработанное и ехали дальше. Такое поведение стало классической темой для литературы битников; хобо начали воспринимать как бродячих просветленных мудрецов Северной Америки.
Вскоре идея бродяжничества приглянулась движению хиппи, став основой для философии автостопа и жизни в сквотах. Теперь бомжевать и бродяжничать начали ради уникального опыта и по идеологическим причинам, а не из-за личных неудач и перспектив голодной смерти.
В кинематографе образ хобо представлен еще разнообразнее. Самый знаменитый образ Чарли Чаплина, «tramp» — это и есть тот самый американский вагабонд. У Чаплина этот неопрятный скиталец лиричен, добр и вызывает симпатию, что сделало его любимцем миллионов.
Другая крайность — Hobo With A Shotgun, тоже ставший популярным отображением хобо в массовой культуре. Тут хобо представлен как рыцарь, спасающий мир от подонков. Настоящий аристократ.
Жизнь в духе хобо стала модной
Как не прекратили свою работу железные дороги, так не исчезли и хобо. До сих пор многие путешествуют и живут жизнью просветленного бродяги из книг Керуака или ищущего себя пропойцы, вроде Буковски. «Tramp», то есть поездки на товарняках, теперь больше экстремальное хобби, чем необходимость. В наше время значительная часть тех, кто так путешествует — это молодые выпендрежники-интеллектуалы и политически активные анархисты.
Однако живы и настоящие хобо старой школы, многие из этих пожилых крепких стариканов еще способны забраться между вагонами и прокатиться от одного побережья до другого, чтобы навестить проверенных друганов и вспомнить былое.
Источник