Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Архангельск — умирающий край лесорубов

Архангельск — умирающий край лесорубов

Ещё недавно здесь жили сильные и отважные мужчины. Они не боялись суровых зим и спартанских условий. Они добывали лес для огромной страны, из этого леса строили корабли, приносившие России морские победы.

Было. Сегодня от многих лесозаводов остались лишь руины. Лесорубы спиваются, их дети уезжают при первой возможности.

В этом рассказе мы отправимся на окраину, район на острове, под названием Бревенник. “Тайванем” его прозвали в народе хотя китайцев здесь никогда не было. 

В сети пишут о вероятном происхождении названия: во время гражданской войны в Китае и создания мятежной республики на острове Тайвань, это слово так часто упоминалось в советской прессе, что один из жителей Бревенника брякнул: “Да мы тут сами как на Тайване!”. Имел ли он в виду удалённость местности или то, что тут действуют свои законы, осталось неизвестным. Но и то и другое верно.

Бревенник, несмотря на труднодоступность, входит в городскую черту Архангельска. Попасть на остров можно на пароме, зимой — пешком или по понтонному мосту.

Паром ходит не часто, раз в два часа. Бетонный причал совсем разбит, видавший лучшие времена паром скрипит подвесным мостом, старый матрос подкладывает деревянную доску под колёса заезжающих машин. 

Дорога в одну сторону стоит 250 рублей и занимает не больше десяти минут. Паром очень старый, и удивительно, как эта посудина не развалилась.

 

Мы причаливаем на к бывшему лесозаводу. В пятидесятые годы здесь кипела работа, лес грузили на баржи и отправляли даже на экспорт. Как место выглядит сегодня? Смотрите фотографии…

 

По в хлам убитой бетонной дороге добираемся до посёлка.

Производство давно развалилось, но люди почему-то никуда не делись.

Хотя рожать детей, когда живёшь в таких условиях — преступление. 

 

Заглянем в один из местных магазинов. Остров большой, посёлков несколько, магазинов тоже. Все они выглядят примерно одинаково. 

Многие пишут в комментариях, что сельпо давно не существует — смотрите сами. 

Скудный товар на витрине, прилавок, уставшая от жизни продавщица. Магазин отапливается раритетной печкой.

Нам, зажравшимся в столицах, даже не приходит в голову, что где-то люди живут так бедно, что покупают еду (!) в долг. Мы — машины в кредит и квартиры в ипотеку. А на русском Тайване — пачку масла и связку сосисок.

Зачем я всё это показываю? Для чего раз за разом обращаю внимание на уровень жизни? Платные комментаторы скажут — очернить Россию-матушку. А я отвечу — нет, правда хоть колет глаза, скрывать её не надо. Проходить мимо бедноты и разглядывать цветочки — лицемерие. Игнорировать бардак и коррупцию, но писать о достижениях — лицемерие вдвойне. Поэтому я не делю мир на “хорошее” и “плохое”, а показываю жизнь, как она есть.

 

Но остров Бревенник-Тайвань это не только нищета и разруха. А ещё красивая природа и история. Хотя нет, и тут без разрухи не обойтись. На месте этих живописных руин долгое время существовала большая тюрьма. Вместе с лесозаготовками, она обеспечивала местных жителей работой. А потом и лес кончился, и тюрьму закрыли. 

Тогда-то и обнаружили жители Архангельска на месте бывшей колонии исторический объект. И не абы какой, а первую крепость, построенную Петром I, почти точную копию знаменитой Петропавловки и важный форпост во время войны со шведами. 

Загнивающие европейцы или тупые пиндосы давно бы сделали в таком месте модный туристический объект, а тут до недавнего жили вертухаи в бараках.

Во времена тюрьмы ФСИН было не до исторического наследия. Отсутствие ухода и внимания за памятником сделали своё дело.

Небольшая группа людей мечтает создать здесь музей и возить туристов, но сейчас Новодвинская крепость разрушается. Её признали памятником архитектуры и истории, каждое лето сюда приезжают энтузиасты в летний лагерь, занимаются разбором завалов и косметическим ремонтом. Но нужны серьёзные вложения. Пока же сюда приезжают лишь отважные одиночки, и то, дорога непростая: без машины почти не доехать, от парома до крепости — десять километров. Автобус, теоретически, ходит, но не часто: кому нужен умирающий посёлок.

 

Новодвинская крепость — удивительное место. Она была заложена в 1701 году, на два года раньше основания Петербурга, для защиты Архангельска от шведов. Это была одна из лучших российских фортификаций своего времени. 

Летом 1701 года у только что начатой строительством крепости огнём береговых батарей был разгромлен авангард шведской эскадры, направлявшейся для нападения на Архангельск. При этом были захвачены 2 шведских корабля с полным вооружением и амуницией — первые военные трофеи в Северной войне. Во многом этой победе способствовали самоотверженные действия двух поморов — Ивана Рябова (Седунова) и Дмитрия Попова, которые, будучи захваченными в плен несколькими днями ранее и принуждённые шведами под страхом смерти быть проводниками, ввели в заблуждение капитана головного корабля авангарда, в результате чего два шведских корабля оказались на мели, прямо напротив береговых батарей.

Спустя полтора века крепость упразднили, комплекс сооружений стал ветшать. Его передали церкви. В 1913-м году крепость собрались реставрировать, но работам помешала начавшаяся мировая война. С приходом советской власти Новодвинка снова поменяла назначение. Сперва тут разместили детскую коммуну, а позже заехали взрослые зека. Исправительно-трудовое учреждение существовало вплоть до 2006 года.

Тогда же её передали областному краеведческому музею. Какой тут музей — сами видите. За десять лет поставили пару табличек, отличная работа. Ещё отавшиеся от колонии постройки расчистили, буквально пару лет назад. В сети ещё можно найти посты блогеров, заставших наблюдательные вышки, бараки для заключённых и городок служебных собак. Теперь всего этого нет, внутри крепости растёт трава выше роста человека.

 

На Бревеннике несколько жилых посёлков, и все они — часть города Архангельска. До обратного парома оставалось полчаса времени, и после визита в крепость мы успели заехать только в один из них, Конвейер. Вот тут-то можно снимать русофобские фильмы, никакие декорации не нужны. Разбитые дороги стыдливо прикрыты ветками, иначе не проехать. Не знавшие краски чахлые бараки дышат на ладан: половина домов заколочена, в других продолжают жить.

Мостом служит старая баржа, перекрывшая реку.

О жителях посёлка ходят разные истории, но я думаю, лишь часть из них правда. Если не вдаваться в подробности — одному тут лучше не гулять, даже днём.

Возле домов — кладбища автомобилей.

Вещи стирают руками в речке.

Но ведь и хорошее есть! Например, квартиру в таком доме можно купить за 100-150 тысяч рублей.

 

Люди живут натуральным хозяйством, несколько месяцев в году огородничают, выращивают собственные овощи, закрывают их на зиму в банки. И материалы здесь сплошь местные, экологически чистые. Ещё жители Бревенника изобрели новый способ ремонта дорог, при помощи древесины и веток. 

 

Ведь не зря тут жили отважные лесорубы!

Вот и один из них. При встрече промычал что-то невнятное, чуть не свалился в кусты…настоящий джентельмен, пытался уступить гостям дорогу!

Местные девчули пришли на пляж. Ой нет, они тут моются. 

 

После посещения этого удивительного острова, у меня остался один вопрос, на который я не могу себе ответить. Может, вы сможете? Я понимаю, что «где родился — там и пригодился”…

Но вот нафиг так жить?

Источник

 

Архив Вестник К