По заказу короля Людвига I немецкий художник Йозеф Карл Штилер написал серию портретов самых красивых женщин Германии. Написанные в 1827—1850 годах картины ориентировались на идеал красоты Людвига I, а не на социальный статус портретируемых. Там есть и немецкие принцессы и простые горожанки как например, Хелена Зедльмайр, дочь мюнхенского сапожника…
Людвиг заказывал Штилеру портреты женщин, которых считал красавицами — причем важным компонентом их красоты должна была быть высокая мораль (целомудрие).
Если король выбирал для портрета дочь почетного гражданина, она получала в подарок платье, в котором позировала художнику. Именно поэтому многие дамы на портретах одеты намного богаче, чем позволяло их социальное положение.
Штилер был модным портретистом, и в его «портфолио» не только красавицы: он писал портреты большинства известных людей своего времени, включая Гёте и Бетховена. Многие из написанных им дам также были широко известны современникам, причем далеко не только своей красотой.
Princess Marie, painted in 1843. Since 1848 Queen of Bavaria, mother of the Kings Ludwig II and Otto III) — Принцесса Мари, портрет написан 1843 году. С 1848 года королева Баварии, мать королей Людвига II и Отто III
Amalie von Schintling. She died shortly after this painting, 19 years old. 1831) — Амалия фон Шинтлинг. Она умерла вскоре после написания этой картины, ей было — 19 лет. 1831 г.
(Nanette Kaula, daughter of Banker-Raphael Kaula, 1829) — Нанетт Каула, дочь банкира-Рафаэлья Каула, 1829 г.
«Галереи красавиц». В этом собрании, расположенном во дворце, находились портреты всех женщин, которых король любил или которыми просто восхищался. Несколько раз в неделю этот селадон обходил галерею, любуясь прекрасными лицами и черпая вдохновение в их прелести, чтобы создавать свои «отвратительные стихи», как назвал его вирши один биограф.
Известно, что Г. Гейне зло высмеивал этого «великого поэта» — короля, усиленно домогавшегося славы и выпустившего четыре тома своих стихотворений. По поводу королевской «Галереи красавиц» Г. Гейне писал:
Он любит искусство, чтоб с лучших дам
Портреты рисовали;
Как евнух искусства, гуляет он
В своем расписном серале.
(Portrait of Marchesa Marianna Florenzi, 1831, Schönheitengalerie. Marianna was an Italian noble woman, translater and live time friend of Ludwig I. von Bayern (but probably they never had sex together) — Портрет маркизы Марианна Флорензи 1831 год. Марианна была итальянкой, переводчицей Людвига I.
(Sophie, Archduchess of Austria (nee Princess of Bavaria). 1832.) — Софи, эрцгерцогиня Австрии (урожденная принцесса Баварии). 1832 г.
(Lola Montez, 1847) — Лола Монтес, 1847 г.
(Amalie, Freiin von Kruedener. 1827) — Амалия Крюденер, одна из возлюбленных Тютчева. 1827 г.
Ее жизнь окутана легкою дымкою тайн. Полна страстных писем, неоконченных романов, дуэльных историй, шума балов, блеска драгоценностей, загадочных улыбок . Бесед- полунамеков. Путешествий. Таинственного блеска зеркал. И отражения в них ее силуэта: Гордый, царственный поворот головы. Безупречный французский. Холодновато — изящные, светские манеры.
Она — незаконнорожденная дочь владетельной немецкой принцессы Турн унд Таксис и графа Максимилиана Лерхенфельда, дипломата во втором поколении, баварского посланника в Берлине и Вене — воспитывалась в семье графа на правах родной и могла даже не высказывать желаний: Они угадывались по взмаху ресниц, выражению глаз и жестам маленькой ручки!
(Katerina Rosa Botzaris, daughter of Markos Botsaris, 1841.) — Катерина Роза Ботцарис, дочь Маркос Ботцариса, 1841 г.
Её отец — известный греческий военачальник, герой Освободительной войны Греции 1821-1829 гг.
(Lady Jane Elizabeth Digby, painted in 1831 as Lady Jane Ellenborough) — Леди Джейн Элизабет Дигби, написано в 1831 году, как леди Джейн Элленборо
Когда Людвиг I услышал о красоте леди Элленборо, прибывшей в его «Новые Афины», он изъявил горячее желание встретиться с ней. Она была представлена королю, и тот приказал своему придворному художнику Карлу Штилеру увековечить ее классические черты для «Галереи красавиц».
Ей не раз предлагали написать книгу воспоминаний и всякий раз она отказывалась. «Список моих мужей и любовников будет читаться как испорченное издание готского альманаха». Леди Джейн Элленборо недвусмысленно намекала, что дипломатический и статистический ежегодник, издававшийся в немецком городе Готе, не намного длиннее перечня ее интимных друзей. И уж точно менее увлекателен.
В «друзьях» у нее числились немцы, французы, австрийцы, англичане, греки, итальянцы… Поговаривали, на родине бессмертного Данте леди Джейн как-то особенно везло на мужей и их насчитывалось не то трое, не то пятеро. В общем, страсти вокруг нее бушевали.
Среди ее любовников и мужей были дипломаты, аристократы всех мастей и короли с принцами, но свое счастье она нашла на Востоке, выйдя замуж за бедуина. Живя с ним в шатре, Джейн наравне со всеми вступала в схватки – ее прозвали «белым дьяволом». Когда ей стукнул 51 год, некий шейх пытался отбить ее от мужа. Джейн деликатно ему намекнула, что не стоит переоценивать свои силы.
Ей было 67 лет, когда путешествующий англичанин о ней написал: «В комнату вошла высокая женщина, поразившая меня своей красотой». Когда Джейн завалило за 70, ее безуспешно пытался совратить юный переводчик. Наконец, в 73 года леди Джейн недоумевала: «Что бы могло быть причиной того, что уже прошло два месяца почти, как в последний раз Миджваль спал со мной?»
(Anna Hillmayer. 1829) — Анна Хиллмаэр. 1829 г. Она никогда не была замужем
(Helene Kreszenz Sedlmayr. 1831) — Элен Зедлмайр. 1831 г.
Служанка в игрушечном бизнесе торгового дома «Auracher Briennerstrasse», дочь сапожника. Она была изображена художником костюме девушки из состоятельной семьи города Мюнхена.
В 1831 году ёе портрет был помещен в «Галерею красавиц» короля и она, считалась воплощением красивейшей из женщин Мюнхена. Через год она вышла замуж за камердинера короля Людовика, Гермес Миллера и родила десятерых детей (девять сыновей и одна дочь). Брак считался счастливым. Их потомки, семья Миллер сегодня живем в Берхтесгадене.
(Charlotte von Hagn in her costume of Wallenstein’s daughter «Thekla» in Schiller´s, 1828) — Шарлотта фон Ханг- немецкая актриса, в ее костюме Валленштейна «Текла» Шиллера, 1828 г.
(Regina Daxenberger painted in 1829) — Регина Драхенберг, портрет написан в 1829 году
(Rosalie Julie Freiin von Bonar, painted for the Schönheitengalerie in 1840) — Баронесса Розали Джули Бонар, написано в 1840 году для «Галереи красавиц»
(Irene, Graefin von Berg, nee Marchesa Pallavicini. 1834) — Ирен, графиня, урожденная Берг, маркиза Паллавичини. 1834 г.
(Caroline von Holnstein. 1834) — Каролина фон Холнштейн. 1834 г.
Auguste Strobl 1831
Caroline Lizius 1849
Nanette Kaula 1838
Auguste Strobl, erste Fassung, gemalt im Dezember 1826 г.
Alexandra Amalie von Bayern
(Maria Dietsch 1850) — Мария Дайтш. 1850 г.
Швея. Ее портрет является последним (написано два её портрета), написанным художником для «Галереи красавиц». Ее отношения с королем Людвигом I Баварским в настоящее время неясно, тем более что она, по словам Иосифа Карла Стиэлер «небыла обладательницей большой красоты»
Людвиг I Баварский
P.S. «Галерея красавиц» Людвига I Баварского находится на юге Германии в павильоне в Нимфенбурге, недалеко от Мюнхена. Два дополнительных образа в галереи красавиц были созданы Фридрихом Дюрком.
Его самые известные работы портреты дочь сапожника Элен Зедлмайр, актриса Шарлотта фон Хагн, и любовниц короля — Лола Монтес и Марианна Флорензи. В галерее красавиц — и супруга Людвига, и дочь, но они там просто указаны, как принцессы Баварии.