10 декабря в Санкт-Петербурге открылась выставка «Россия — моя история»; подобные экспозиции открыты в 15 других городах страны. Курирует выставку епископ Тихон (Шевкунов), считающийся духовником Владимира Путина. За три дня до открытия историки «Вольного исторического общества» (ВИО)* попросили Минобрнауки РФ проверить выставку «Россия — моя история» из-за фактических ошибок. Поводом для обращения стало предложение министерства использовать выставку в Санкт-Петербурге и других городах как материал для обучения школьников и студентов — ученые говорят, что экспозиция содержит массу фактических ошибок и восхваляет монархический строй.
Что это за выставка?
Выставка «Россия — моя история» — это сеть мультимедийных экспозиций, созданных Патриаршим советом по культуре (эта структура входит в РПЦ) при поддержке правительства. Выставка объединяет ранее созданные Патриаршим советом по культуре экспозиции — «Романовы» (открыта в 2013 году), «Рюриковичи» (2014 год), «1917–1945. От великих потрясений к Великой Победе» (2015 год) и «От Победы в Великой Отечественной войне до 2016 года». Такие выставки открыты в 16 городах России, среди них — Пермь, Южно-Сахалинск, Махачкала. Открытие выставки в Москве посетили президент России Владимир Путин, премьер Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. Экскурсию для них провел епископ Тихон (Шевкунов), руководитель Патриаршего совета по культуре и «духовник Путина». Московская выставка располагается в 57-м павильоне ВДНХ на площади в 28 тысяч квадратных метров. Экспозиция в Санкт-Петербурге площадью 15 тысяч квадратных метров открылась 10 декабря в присутствии губернатора города Георгия Полтавченко; 12 декабря она начнет работу для всех желающих.
В ноябре 2016 года министерство образования порекомендовало школам изучать экспозиции, разработав методические указания для классной и внеклассной работы. «Это единственный в мире мультимедийный комплекс, представляющий всю историю России с древнейших времен до наших дней, „живой“ учебник, позволяющий в увлекательной, доступной, интерактивной форме рассказать об отечественной истории», — говорилось в рекомендация министерства.
Летом 2017 года аналогичные рекомендации министерство разослало и в вузы, порекомендовав экспозицию для внеучебной работы со студентами и переподготовки преподавателей.
Какие претензии у историков к выставке?
В своем обращении историки пишут, что во всех городах выставка содержит множество фактических ошибок. Например, кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский отмечает, что на стенде, посвященном Александру Невскому, в качестве источника информации о нем использован апокриф — житие князя, «которое не может считаться исторически достоверным источником», а в качестве фактов преподнесены «не подкрепленные источниками мифы». Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла говорит, что экспозиция содержит множество ложных цитат, которые «организаторы выставки, видимо, взяли из интернета».
«Основная наша претензия концептуального характера. Множество ошибок — это полбеды, их можно исправить, — рассказал „Медузе“ председатель ВИО Никита Соколов. — В качестве истории современному жителю формально демократической страны предлагается абсолютно монархический взгляд [на историю] — как из XIX века. Единственными субъектами истории, согласно выставке, являются государи и вожди, больше никто не имеет права влиять на нее. Все попытки демократизировать государство исходят не от общества, которое совершенно монолитно и монархично, а есть результаты иноземных интриг. Великая Смута — результат польской интриги, большевики — немецкой. Про декабристов прямо сказано, что они — британские агенты. Конечно, никаких ссылок на подтверждающие документы нет, потому что таковых просто не существует!»
Соколов говорит, что открытые в регионах выставки могут частично отличаться от московской, поскольку «местные историки убирают некоторые безобразия». Но не все — в обращении ВИО к министру образования Ольге Васильевой говорится, что для обеления Ивана Грозного «авторы выставки берут на вооружение совершенно фантастическую и абсолютно маргинальную концепцию „информационной войны“ со стороны злонамеренных иноземцев, жертвой которой якобы сделался образ московского государя».
«Грозный — главная фигура выставки, потому что с него в России начинается установление самодержавия, хотя народ с этим боролся, — говорит Соколов. — Видимо, Шевкунову принципиально оправдать абсолютно деспотическую монаршую власть в образе Грозного. Это возврат к сталинской оптике, даже во времена Российской империи таких попыток не было; ставить памятник Ивану Грозному тогда считалось непристойностью».
Обращение историков сможет что-то изменить?
Председатель ВИО Никита Соколов подчеркивает, что обращение к министру было написано только в связи с рекомендациями правительства России использовать выставку как учебный материал. «Пока это была пропагандистская игрушка Шевкунова — шут с ней! Но если министерство намерено использовать выставку как учебное пособие, значит, она должна проходить экспертизы — как и учебники», — говорит он.
Соколов говорит, что формально у министерства есть 30 дней на ответ, а потом историки примут решение о дальнейших действиях. Член ВИО Иван Курилла говорит, что «не питает ложных иллюзий», а «обращение — прежде всего попытка выразить отношение [к выставке] публично».
Соколов уверен, что выставка «Россия — моя история» не пройдет экспертизу — экспертный совет при Минобрнауки (в группу совета «Историко-филологические науки» входят профессора вузов и институтов РАН — прим. Ред.) «такого вздора не пропустит, потому что будет совсем стыдно». Он отмечает, что даже «внутри шевкуновской команды» есть историки, которые сочувствуют позиции ВИО. «Сегодня [11 декабря] даже поступила некоторая [кулуарная] информация, слухи, что все-таки раздел о Грозном будут редактировать. Как его изменят — увидим», — сказал Соколов.
В Министерстве образования и науки РФ не ответили на запрос «Медузы». Епископ Тихон Шевкунов отказался комментировать «Медузе» письмо ВИО, предложив посетить пресс-конференцию, которую организаторы выставки соберут 13 декабря специально, чтобы ответить на обращение историков.
* Вольное историческое общество (ВИО) Учрежденная в 2014 году некоммерческая неправительственная организация, состоящая из ученых-историков. ВИО, в частности, борется с попытками «манипулировать историческим знанием, поставить его на службу идеологии и политике». |