В 2004 году американский бизнесмен Питер Тиль, вдохновившись «Властелином колец», основал Palantir Technologies — компанию, которая занимается анализом больших данных и таким образом помогает предотвращать теракты и искать преступников. Правда, как пишет Bloomberg, со временем компания превратилась в глобальный инструмент слежки за простыми американцами: в базе Palantir есть сведения о месте работы, родственниках и даже сексуальных партнерах тех, кто занесен в программу как потенциальный преступник, — и просмотреть эти данные может любой, у кого есть доступ в систему.
Компанию Palantir Technologies основал Питер Тиль — бизнесмен, стоявший у истоков платежного сервиса PayPal, первый инвестор и член совета директоров Facebook, создатель нескольких венчурных фондов. Forbes оценивает его состояние в 2,5 миллиарда долларов. Он либертарианец и говорит, что работает ради создания «новых пространств свободы», в том числе в интернете. В 2016 году он пожертвовал 1,25 миллиона долларов предвыборной кампании Дональда Трампа, а после его победы был членом переходной команды президента.
Тиль финансировал иск рестлера Халка Хогана против издания Gawker, которое в 2007 году написало о его гомосексуальности. Разбирательство разорило холдинг Gawker Media и привело к закрытию сайта и продаже других ресурсов компании. Свое участие в иске Тиль объяснил тем, что Gawker «без особых причин разрушает жизни». «Я не верю, что журналистика означает массовые нарушения тайны частной жизни», — говорил он.
Palantir Technologies была создана в 2004 году Тилем и другими выходцами из PayPal. Название заимствовано из «Властелина колец», где палантирами называют камни, позволяющие видеть прошлое и общаться на расстоянии. Инвестором стала связанная с ЦРУ организация In-Q-Tel, которая вкладывает деньги в технологические компании для оснащения разведки последними разработками. Продукты Palantir используются для анализа больших данных. «Программы прочесывают разные источники данных — финансовые документы, брони авиабилетов, данные сотовой связи, посты в соцсетях — и ищут связи, которые могут пропустить аналитики, затем визуализируя их в виде красочной и понятной графики, похожей на паутину», — пишет Bloomberg.
Первыми клиентами компании стали американские военные и разведка. Ее продукты использовались для поиска бомб и боевиков и, по слухам, даже для установления местонахождения Осамы бин Ладена. Питер Тиль говорил, что использование больших данных — лучше, чем появившиеся в США после терактов 11 сентября «сумасшедшие нарушения и драконовские правила», а дать разведке наилучшие инструменты — способ избежать появления полицейского государства. Затем к Palantir стали обращаться другие правительственные ведомства, в том числе ФБР, полиция и частные компании — и, как пишет Bloomberg, использование ими этих продуктов вызывает много вопросов: «разведывательная платформа, созданная для войны против террора, была превращена в оружие против простых американцев».
В 2009 году Palantir заключила договор с крупнейшим американским банком JPMorgan Chase. В банке очень гордились этим сотрудничеством и говорили, что оно обратит «поля данных в золотые копи». Продукты Palantir использовались для предотвращения возможного мошенничества и нарушений, в том числе со стороны служащих банка. Занимались этим, как пишет Bloomberg, 120 прикомандированных сотрудников Palantir, каждый из которых стоил банку до трех тысяч долларов в день. Руководил ими сотрудник JPMorgan, бывший агент Секретной службы Питер Кавиккья.
«Группа Кавиккьи собирала почту и историю поиска в браузере, данные GPS корпоративных смартфонов, данные о скачивании и работе принтеров, расшифровки телефонных разговоров. Программа Palantir агрегировала, проверяла, сортировала и анализировала эти данные, выделяя ключевые слова и паттерны поведения, которые были отмечены как соответствующие потенциальному нарушению», — пишет агентство. Со временем, по свидетельству бывших сотрудников банка, в компании начали подозревать Кавиккью в злоупотреблении его безграничными полномочиями; обстановку в компании на тот момент они называют «смесью Уолл-стрит и «Апокалипсиса сегодня». «Некоторые сотрудники специально оставляли в своих сообщениях ложную информацию, чтобы проверить, упомянет ли ее потом Кавиккья на совещаниях — и он это делал».
Кавиккья покинул JPMorgan после того, как в 2013 году руководители банка узнали, что он следил и за ними тоже. Это произошло так. После утечки в СМИ данных о федеральном расследовании в отношении JPMorgan в компании начали проверку. Выяснилось, что Кавиккья прочел переписку руководства о ходе расследования и проинформировал подозреваемого, который уволился из компании незадолго до этого. Кавиккья был вынужден уйти; он присоединился к нарушителю в его новой компании. JPMorgan, по данным Bloomberg, после этого значительно ограничил использование продуктов Palantir.
Программы Palantir широко применяются в полиции. В частности, полиция Лос-Анджелеса использует их в проекте «Операция лазер» по выявлению потенциальных преступников; в полиции и других силовых структурах Южной Калифорнии работают 1300 человек, обученных пользоваться Palantir. На основании различных данных составляется база потенциальных нарушителей, которых должны останавливать патрульные. Всякий раз полицейские их опрашивают, заполняя карточку с именами, адресами, номерами машин, информацией от самого человека и личными впечатлениями о нем; эти карточки обрабатывает программа. В результате получается постоянно обновляемая база данных, куда включена также информация о родственниках, друзьях и сексуальных партнерах потенциальных преступников. Эти данные доступны без ордера любому, кто может зайти в систему.
Как программы Palantir используют в полицейском управлении Лос-Анджелеса
По словам местных активистов, попадание в эту систему создает проблемы для жителей криминальных районов, которые не состоят в бандах. Bloomberg приводит в пример случай 22-летнего Мануэля Риоса, многие знакомые которого состоят в местной преступной группировке и который сам имел проблемы с законом. В 2016 году, когда он сидел с одним из этих друзей в машине, к ним подъехала полиция. Друг убежал, но Риос остался в машине, поскольку «не состоит в банде». Полицейские задержали его и сфотографировали со словами: «Добро пожаловать в базу членов банд». С тех пор его останавливали на улице более 12 раз. Bloomberg пишет также о похожем случае в Чикаго, когда 31-летнего иммигранта Вилмера Каталан-Рамиреса по ошибке включили в состав сразу двух противоборствующих группировок, арестовали и собирались депортировать, пока суд не признал решение ошибочным.
Palantir был упомянут и в разбирательстве с компанией Cambridge Analytica: в марте бывший разработчик последней рассказал, что сотрудник Palantir помогал Cambridge Analytica* использовать данные миллионов пользователей фейсбука для создания психологических портретов избирателей. В Palantir утверждают, что это была личная инициатива сотрудника, а сама компания неоднократно отказывалась работать с Cambridge Analytica.
Принцип работы Palantir, предполагающий дорогостоящую настройку продукта и постоянную работу сотрудников на стороне клиентов, хорошо подходит для правительственных структур и хуже — для коммерческих компаний, пишет Bloomberg; из-за этого Palantir больше похожа на консалтинговую фирму, чем на традиционную IT-компанию. По мнению агентства, ее надежда на прибыльность возложена на последний продукт (Palantir Foundry), который меньше требует присутствия на местах сотрудников Palantir и предполагает большую автоматизацию. Однако это приведет к тому, что еще меньше решений — в том числе влияющих на жизни людей — будет приниматься людьми.
Опыт JPMorgan остается полезным. По словам бывшего компьютерного эксперта банка, который работал в команде Кавиккьи, «мир изменился, когда стало ясно, что с использованием Palantir любой может стать целью». «Претворять в жизнь скверные мысли стало обыденным: каждый был подозреваемым, поэтому мы наблюдали за каждым. Это было довольно ужасное чувство», — говорит он (англ. яз).
BLOOMBERG
* Cambridge Analytica Британская компания, занимающаяся политической рекламой. В марте 2018 года стало известно, что она незаконно получила доступ к данным 87 миллионов пользователей фейсбука. Разбирательство привело к ужесточению правил соцсети и даче Марком Цукербергом показаний в Конгрессе США. Кроме того, СМИ выяснили, что руководители компании в беседах с клиентами допускали использование провокаций для победы на выборах. Cambridge Analytica тесно сотрудничала с кампанией Дональда Трампа; в компании утверждали, что она внесла вклад в его победу. |