Накануне своего первого иностранного визита в статусе переизбранного президента России Владимир Путин дал большое интервью австрийской телерадиокомпании ORF. Журналист Армин Вольф задал немало острых вопросов, на которые Путин реагировал раздраженно, обвиняя репортера в постоянных попытках его перебить. Ниже приведен пересказ слов Путина, точные цитаты даны в кавычках.
Владимир Путин и Армин Вольф во время интервью в Кремле. 1 июня 2018 года
О сотрудничестве с Евросоюзом
Австрия стала местом первого иностранного визита президента России не в качестве поощрения за то, что не поддерживает санкции ЕС и не высылает российских дипломатов. Наши страны давно дружат. «Единая Россия» заключила соглашение о партнерстве с ультраправой Свободной партией Австрии из «простых прагматических соображений» — мы сотрудничаем с теми, кто желает сотрудничать с нами. У нас нет цели разделить Европейский союз, он нам нужен единым и процветающим, потому что ЕС — наш крупнейший торгово-экономический партнер. «Зачем нам раскачивать это все», если 40 процентов наших золотовалютных резервов хранятся в евро?
О Евгении Пригожине и вмешательстве в выборы
Пригожина называют поваром Путина. Он действительно занимается ресторанным бизнесом. Но вы правда думаете, что ресторатор из Петербурга, «имея даже какие-то хакерские возможности», может повлиять на выборы в США или в какой-то европейской стране? «Как же низко пало все, что происходит в информационной и политической сфере в странах объединенного Запада», если российский ресторатор мог это сделать! Я Пригожина хорошо знаю, но российское государство не имеет к его деятельности никакого отношения. В США есть Сорос, «который вмешивается во все дела во всем мире». Спросите Госдеп: зачем он это делает? «Госдеп вам ответит, что он не имеет к этому никакого отношения, это личное дело господина Сороса. А у нас это личное дело господина Пригожина».
Об отношениях с Трампом
Мы до сих пор не провели двусторонний саммит с Дональдом Трампом из-за «продолжающейся острой внутриполитической борьбы» в США. На Трампа продолжаются нападки по разным направлениям. «Сейчас уже предвыборная кампания в Конгресс начинается, потом не за горами президентские выборы». Мы согласны с обеспокоенностью Трампа новой гонкой вооружений, но не мы ее начали.
О ядерной программе КНДР
Россия будет делать все, чтобы на Корейском полуострове произошла разрядка, ведь КНДР — наш сосед, а их ядерный полигон находится всего в 190 километрах от нашей границы. Мы возлагаем большие надежды на встречу Дональда Трампа с Ким Чен Ыном. «Дорога к денуклеаризации Северной Кореи должна иметь двустороннее движение». Если лидер КНДР говорит, что отказывается от новых ядерных испытаний, то «другая сторона должна какие‑то делать встречные осязаемые, понятные шаги».
О расследовании катастрофы «Боинга» в Донбассе
Российских экспертов не допускают к международному расследованию, и мы до сих пор не можем получить ответы на вопросы, «связанные с деятельностью боевой авиации Украины в том месте и в то время». Некоторые страны считают, что самолет сбили российской ракетой. «Должен вас разочаровать и огорчить, недавно официальные лица Малайзии заявили, что не видят причастности России к этому ужасному событию». Обе стороны конфликта на Украине используют оружие советского и российского производства. В 2000-х годах на учениях украинской армии был сбит российский гражданский самолет. Украина напрочь отрицала свою причастность к инциденту, но потом была вынуждена признать вину. Почему мы должны сейчас верить украинским властям?
О смене власти на Украине и присоединении Крыма
Нет никаких условий, при которых Россия вернула бы Крым Украине. На Украине произошел вооруженный антиконституционный переворот и захват власти. Наша армия всегда находилась в Крыму на законных основаниях, охраняя российскую военную базу. Наши военные обеспечили проведение независимого свободного референдума. Можно ли народный референдум назвать аннексией? Тогда аннексией надо назвать и самоопределение Косово после вторжения туда войск НАТО.
О химической атаке в Сирии
Российские специалисты не нашли доказательств применения режимом Башара Асада химического оружия против своего народа в городе Дума. Мы нашли там людей, которые признались, что участвовали в инсценировке химической атаки. Западные страны признают применение химоружия, но «мы считаем, что это фейковые новости, которые использовались как предлог для нанесения ударов». Ракетные удары международной коалиции по Сирии — это агрессия, нарушение международного права и стремление создать условия, которые помешают полноценному расследованию.
Об экономическом положении России
Россия не ищет внешнеполитические вызовы, чтобы оправдать внутренние проблемы. С 2012 года мы прошли через ряд очень сложных вызовов. Это связано не только с санкциями и ограничениями, но прежде всего с падением в два раза цен на наши традиционные экспортные товары. Но мы сделали главное — сохранили и укрепили макроэкономическую стабильность в стране. Уровень зарплат просел, но с 2000 года у нас вдвое сократилось количество бедных. Сейчас у нас минимальная за историю новейшей России инфляция — 2,5 процента. Растут золотовалютные резервы, в два раза увеличились иностранные прямые инвестиции.
Об Алексее Навальном
Бунтарей везде много. В Европе тоже есть люди, которые выступают с крайних позиций и пытаются манипулировать проблемами в обществе, в том числе связанными с коррупцией. «Мы не хотим, чтобы нам подсунули еще одного, второго, третьего или пятого Саакашвили». России нужны люди с позитивной повесткой дня, а не политические силы, чей уровень доверия изменяется 1, 2, 3 процентами. «Зачем нам такие клоуны, как Саакашвили?» (Путин так и не назвал фамилию Навального).