И мы говорим не об арендованных на 5-10-50-99 лет землях. Они именно принадлежат человеку.
Как Антон Конырев докатился до такой жизни — судится с Россельхознадзором из-за того, что купил заболоченный участок на отшибе и привел его в порядок? Свой собственный участок?
Несколько лет назад этот фермер и отец четырех детей решил продвигать пермакультуру в Хабаровске.
Пермакультура — странноватое слово, но значение у него вполне себе простое для понимания. Permanent agriculture — «Постоянное сельское хозяйство». Антон уверяет, что этим методом можно получать большие урожаи без использования пестицидов и удобрений.
Фермер купил себе три гектара земли на краю Хабаровска. Сам он вспоминает о покупке вот как — «болото на одном конце участка и березы по двадцать сантиметров в диаметре. За этой землей давно никто не следил».
Небольшой пример кратерного сада — растения высажены на террасах разной высоты, внизу — вода
Когда он начал возводить там свою экоферму, к нему пришел Россельхознадзор и заявил, что эта земля — пашня. Его земля. Антон любезно провел экскурсию с представителями ведомства. Показал, что у него и где растет, как он любит свою ферму и насколько все сделано по уму. Но диалог при этом произошел приблизительно такого толка:
— Ваши три гектара — это пашня. Пашню нужно беречь, закон такой.
— Тут болото было и березы. Я купил эту землю и привел в порядок. Какая же это пашня?
— По документам это пашня.
— А в моих документах ни слова об этом.
— Какая разница? Вы должны были сами уточнить это.
— Новые постановления в сельхозсфере говорят о том, что приоритетные документы, которые выдают покупателю земли.
— Это пашня.
— Я не порчу плодородный слой, он смещен. И я потом его верну обратно.
— Это пашня.
— Вы вообще про пермакультуру слышали? Я посещал многих фермеров, у меня есть опыт и знания. Современные знания из области сельского хозяйства.
— Это пашня.
— …
— Мы не хотим действовать строго. Просто верните все. Как было. И штраф 124000 рублей.
— Встретимся в суде.
Но не встретились. Сегодня в Хабаровском районном суде Хабаровского края прошло заседание по иску Россельхознадзора к фермеру. Представители Россельхознадзоране пришли на заседание. Но оно все равно прошло и судья внимательно ознакомилась со всеми доводами Конырева о пользе экофермерства, своем полном праве на это и недалекость чиновников. Он считает, что у него хорошие шансы.
А вот что считает Россельхознадзор:
То, что это пашня, не указано ни в одном документе. Но человек должен знать, когда берет ее. Раньше все земли сельхозугодий были в ведении сельхозпредприятий и они знали, где у них что. У них были карты, системы землепользований и так далее. Сейчас земли раздают кому угодно и люди могут не знать, что у них — пашня. Но это не освобождает от ответственности. Мы даже больших претензий к нему не предъявляем. Пусть уберет яму и вернет все в исходное состояние. Пусть уберет ямы, карьер с водой, вернет обратно плодородный слой почвы. Он принципиально считает, что может делать, что угодно. А земельный кодекс говорит, что нет. Плодородный слой подлежит особой охране. К тому же сад, пусть даже кратерный — это уже другой вид пользования, это многолетние насаждения
— начальник отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по региону Алексей Юн.
За что вообще сражается фермер?
Чтобы понять, что это такое — пермакультура и экоферма — разберем кратерный сад, который на своем участке и делает Антон. Нужно сделать чашу несколько метров в диаметре, для этого аккуратно снимается верхний плодородный слой почвы и без перемешивания откладывается в сторону. Нужен опытный экскаваторщик. Чаша должна быть как природный пруд — без острых углов, естественные формы. Склоны чаши выкладывают толстыми слоями глины — здесь опять же не обойтись без опытного экскаваторщика (возможно, уже менее опытного). Склоны два-три года должны укрепляться на открытом воздухе — глина затвердевает до чуть ли не каменного состояния. Это основа сада.
Террасный кратерный сад инков. Горки камней собирают атмосферную влагу по ночам и выполняют роль аккумуляторов солнечного тепла днем
Потом плодородный слой нужно вернуть на место и он образует террасы. Внизу чаши-сада — вода. Она, как зеркало, направляет солнечные лучи обратно и они освещают ветки деревьев не только сверху, но и снизу. Влажность воздуха, отсутствие ветра, повышенная температура серьезно способствуют хорошему росту растений в чаше кратерного сада. Основа кратерного сада — террасы, на поверхности «чаши». А этот метод все же не новый. На самом деле он — хорошо забытый старый. Строительство рисовых террас в Азии началось еще во времена династии Юань, а это ~1271 год. Это была самоорошающая система. Сделана так, что плодородный слой почвы не вымывался. Этот принцип быстро показал свою эффективность. За короткое время общая площадь рисовых террас достигла ~20000 квадратных километров.
Вот еще виды на его ферму…
Источник