Смотрители Третьяковской галереи выставили из музея маму с дочерьми, рассказывавшую подросткам интересные истории о картинах. Администрация весной обещала, что образованных посетителей не станут приравнивать к незаконным экскурсоводам. И вот опять. Народный музей неуклонно становится частной лавочкой администрации.
Вчера решили пойти с моими двумя дочерьми и их друзьями в Третьяковку, написала Алла Зеленина в Facebook.
Собственно, это ребята меня попросили сходить с ними и рассказать что-нибудь интересное о живописи. Какие-то истории из жизни художников и факты из истории искусств я, конечно, помнила, что-то пришлось освежить в памяти. В общем, отнеслась к вопросу с энтузиазмом.
В залах было на удивление пусто, кое-где попадались единичные посетители. Я рассказывала ребятам о своём любимом времени — начале XX века. Ребята делились впечатлениями, задавали вопросы, проводили аналогии.
Всё было замечательно, пока к нам не подошла служительница и не потребовала немедленно прекратить «экскурсию», так как у меня нет аккредитации. Все наши попытки объяснить, что «экскурсия» не коммерческая, да это и не экскурсия вовсе, а дружеская беседа о живописи, что мы общаемся тихо, никому не мешаем, не увенчались успехом.
Пришёл охранник и сопроводил нас к выходу. Тогда мы решили всё-таки разобраться, в чём же дело и подошли к администратору. Она подтвердила, что рассказывать о картинах в стенах Третьяковки запрещено, если только ты не прошёл специальный курс обучения в Третьяковской галерее и не получил соответствующий документ.
Вот так оказался под запретом весь мой опыт антиквара, галериста и любителя русской живописи.
Ребята молча смотреть картины уже не захотели. И я теперь не знаю, когда у них возникнет желание вернуться в Третьяковку вновь и вообще возникнет ли оно.
Дома я почитала о подобных случаях в интернете — пишут молодые люди, которые пришли с друзьями, преподаватели с учениками, пришедшие с определённой целью изучения какой-то темы и не получившие такой возможности.
Вот так из-за своей жадности Третьяковка препятствует самообразованию.
Думал ли столетие назад Павел Третьяков, открывая двери своей галереи для свободного посещения, что у людей будут возникать сложности такого рода?
Так что, дорогие родители, собираясь посетить Третьяковскую галерею, рассказывайте детям всё, что знаете, дома, а в стенах галереи — рот на замок.
После того, как Алла опубликовала историю у себя на странице, ее просмотрели несколько тысяч человек, и администрация музея, испугавшись шума, принесла ей извинения. Алла написала:
«Сегодня со мной связались сотрудники Третьяковки и принесли извинения. Позиция галереи мне понятна — это борьба с незаконными экскурсиями. Но всё же остаётся недоработанной тема семейного и дружеского проведения времени в музее, когда кто-то с удовольствием делится своими знаниями с близкими.»