«Отец солдата» — художественный фильм, поставленный в 1964 году режиссером Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти. Фильм ДОБРЫЙ, просто добрый. Очень много мудрости и человечности в нем.
«Отец солдата» — это история одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненного на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта.
Но он не боится… он как ребенок с открытым сердцем, наивным добрым взглядом… но видом больше напоминающий медведя из сказок. Он спрашивает каждого встречного не видел ли и не знает ли он его сына. И очень удивляется и обижается, когда солдаты от него отмахиваются и отправляют домой, чтобы не мешался под ногами… война ведь…
Ну и что, что война… слушай, дорогой, он сына ищет… «сын мой, такой красивый, высокий. Фамилия «Махарашвили».
Образ немного чудаковатого, доброго, сильного, отзывчивого, способного выручить в любую минуту человека создал гениальный актер Серго Закариадзе. Солдаты так его и звали — «Отец!» И на самом деле, на войне он заменял каждому солдату своего отца, своим примером, характером сильной личности, верой в успех!
Он из тех людей, чью душу ничто не способно испачкать: ни смерть, ни ненависть, ни подлость… Георгия любят солдаты, может быть потому что он очень напоминает им их отцов.
Георгий не солдат, но война исключений не делает и увлекает за собой этого забавного пожилого человека… Он проходит всю войну, ища следы своего сына. Многое приходится увидеть и перенести Георгию, он сам становится солдатом и только в последние дни войны находит сына. Увы, встреча эта была последней.
Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен.
Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти. «Ночной поход, тащишь пулемет, а он помогает, подхватывает», – вспоминал сценарист. Даже такой эпизод в фильме, когда Махарашвили берет землю и говорит, что «пора пахать, сеять», был на войне. «Весна, проснулся и вижу – берет наш старик штык и ковыряет им землю, а после сажает зерно», – рассказывал Сулико Жгенти.
Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемет и нес его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили.
Вспоминал автор сценария, как весной 42–го у Новороссийска спавших в блиндаже бойцов разбудили звуки грузинской мелодии: пел Георгий Махарашвили. Взрыхляя штыком землю, он сеял пшеницу.
Солдаты с удивлением смотрели на своего однополчанина. “Весна идет, весна…” — пел старик, никого не замечая.
Опекал Георгий и самого Сулико Жгенти, который в 16 лет ушел на фронт добровольцем. Воевал в морских десантных частях, был ранен и награжден четырьмя медалями. Получив весточку о том, что сын находится в госпитале, отец отправился навестить Сулико, но не застал его в лазарете. Эта реальная история и легла в основу сценария фильма.
Режиссер фильма Резо Чхеидзе рассказывал: «Серго Закариадзе был единственным кандидатом на главную роль. На момент встречи с режиссером он уже был очень известным в Грузии актером. Играл большие трагические роли – короля Лира, царя Эдипа. Смотреть его приезжали со всего Советского Союза.
«Когда я прочитал повесть Сулико Жгенти, по которой поставлен фильм «Отец солдата», то на следующее утро пошел к Закариадзе, потому что сразу понял: роль Махарашвили – его и больше никого, – рассказывает Резо Чхеидзе. – Застал артиста в гримерке. Серго Александрович нехотя разрешил мне прочитать повесть, хотя терпеть не мог, когда ему мешали погружаться в образ.
Когда я дочитал до места, где Георгий доходит до Берлина и встречается там со своим сыном, который погибает, Закариадзе стал плакать навзрыд. Весь его грим потек, и я не знал, что сказать в утешение. Никогда не забуду слова Серго: «Неужели я буду таким счастливым человеком, что смогу играть эту великую роль?»
«Серго был необыкновенно ответственным. Раньше всех вставал утром и первый гримировался. В костюме Махарашвили спал, чтобы раньше всех отправиться на съемки. Военные баталии снимались далеко от гостиницы, где жили актеры. Но уже в шесть утра он сидел на первом сиденье возле шофера в автобусе и ждал остальных участников съемочной группы.»
– По признанию Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм «Отец солдата» стало письмо, которое режиссер получил из Севастополя. В нем рассказывался конкретный случай, когда молодой человек пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».
Одну из своих первых ролей в фильме «Отец солдата» сыграл Виктор Косых, только-только вошедший в мир кино (его первой ролью стала роль Кости Иночкина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), а до знаменитой роли Даньки из «Неуловимых мстителей» было еще два года.
Премьера фильма состоялась во Дворце пионеров в Тбилиси.
Увидев, как сопереживают зрители героям, съемочная группа поняла: картина удалась. На широком экране фильм впервые показали 9 мая 1965 года. В финале, когда Георгий держит на руках смертельно раненного Годердзи и говорит: “Как ты вырос, сынок мой! Какой стал большой! Матери твоей что сказать?” — весь зал плакал навзрыд. Картина имела успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, получила несколько наград, в том числе и премию “Капитолийский Юпитер”.
Резо Чхеидзе: «Немногим героям фильмов у нас поставлены монументы. А в Кахетии до сих пор стоит огромнейший памятник отцу солдата Махарашвили, нашему главному герою. Это памятник всем тем мужчинам, женщинам, старикам, детям, которые победили в страшной войне XX века. В той деревне, где поставили скульптуру, 300 человек не вернулись с войны».
Простой кахетинский виноградарь, мудрый старик, отлитый в меди, возвратился навсегда на родную землю. Плащ и шлем погибшего сына держит он в руках. У ног 15-метрового великана стоят четыре бастиона — по количеству лет войны, по обеим сторонам — Стена Памяти и Стена Вечности, на которых высечены имена всех кахетинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, а в центре — Вечный огонь.»
Внизу на барельефе выбили имена всех жителей сел района, которые не вернулись с войны. В списке погибших большая часть носит фамилию Махарашвили.
Уменьшенная копия медной скульптуры стоит у режиссера фильма Резо Чхеидзе в кабинете. Режиссер снял более двух десятков фильмов, написал дюжину сценариев, а самой любимой у зрителей так и остается картина “Отец солдата”.
Источник