Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Меня остановил инспектор и выстраивает в «живой щит» вместе с соседними машинами. Я могу отказаться?

Меня остановил инспектор и выстраивает в «живой щит» вместе с соседними машинами. Я могу отказаться?

9 февраля во Владимире сотрудники ГИБДД перекрыли движение на трассе М7 «Волга», чтобы задержать предполагаемого нарушителя, который не остановился по требованию инспектора и проехал на красный сигнал светофора. Сотрудники остановили несколько машин и выстроили их поперек дороги в «живой щит» (прямо с водителями), надеясь, что это остановит нарушителя. Но тот все равно проехал, попутно задев один из автомобилей, заграждавших дорогу. После погони нарушителя задержали.

«Живой щит» для остановки машин? Это вообще законно?

Нет. У полицейских есть право перекрывать движение для остановки предполагаемого нарушителя, но только «при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения». То есть инспектор ГИБДД, который перекрывает движение, должен сделать это так, чтобы людям в остановленных машинах ничто не угрожало. Например, остановить и попросить их выйти.

 

Это требование в явном виде появилось в административном регламенте МВД сравнительно недавно — в 2012 году.

А как остановить нарушителя, если он не останавливается?

 

В административном регламенте перечислены пять способов:

1. Использовать спецсредства (например, шипы);

2. Ограничить или перекрыть движение;

3. Применить огнестрельное оружие;

4. Выставить заслон из патрульных автомобилей;

5. Выставить заслон из грузовиков

Все эти меры нельзя применять против:

• Машин с опасным грузом;

• Фургонов с людьми, скорой помощи;

• Машин дипломатов, автобусов;

• Мотоциклов и мопедов.

Эти виды транспорта также нельзя использовать для создания заслонов.

Полицейских всегда наказывают за использование «живого щита»?

Нет. В качестве примера можно привести два очень похожих случая, произошедших на Московской кольцевой автодороге с разницей в четыре года.

 

Рано утром 5 марта 2010 года инспектор ГИБДД перекрыл движение, чтобы задержать машину. Та протаранила два остановленных автомобиля и поехала дальше, нарушителя так и не задержали. Водитель одной из поврежденных машин Станислав Сутягин записал видеообращение. После этого командира полка ДПС уволили, начальнику столичной Госавтоинспекции объявили выговор (он вскоре тоже уволился). Суд приговорил инспектора Олега Соколова, который и останавливал движение, к году колонии-поселения за превышение полномочий. Адвокат Соколова настаивал, что инспектор лишь выполнял приказ начальства.

23 октября 2014 года произошла похожая ситуация — полиция также пыталась задержать машину на МКАД и остановила для этого движение. Повреждения получили сразу восемь автомобилей, а нарушитель снова скрылся. На этот раз ГИБДД вообще не говорила о «живом щите», виновником ДТП признали неустановленного водителя. «Одни сотрудники ГИБДД нам сказали, что мы сами остановились, другие — что полосы якобы перекрывались из-за ремонта дороги впереди», — описывали водители разговоры в полиции

Но хотя бы компенсацию водителям выплатили?

Нет. В 2010 году МВД в течение месяца за свой счет отремонтировало обе поврежденные машины — Mercedes и «Волгу».

 

Водителям восьми машин, которые были разбиты осенью 2014 года, выдали только справки об участии в ДТП, виновник которого не был установлен. Выплаты по ОСАГО они получить не смогли — даже если у нарушителя был полис, страховой компании надо знать имя виновника аварии, чтобы оформить возмещение.

Кажется, меня останавливают для «живого щита». Я могу отказаться и поехать дальше?

 

Отказ остановиться по требованию полицейского — нарушение ПДД. Если вы не остановитесь, вам грозит штраф от 500 до 800 рублей.

Помимо этого инспекторы ГИБДД могут составить на вас протокол о неповиновении законному требованию сотрудника полиции. Эта статья предусматривает штраф 500-1000 рублей или арест на срок до 15 суток.

 

Архив Вестник К