Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Прощайте, синонимы! Берлинале-69: награждали за искусство, не за политику

Прощайте, синонимы! Берлинале-69: награждали за искусство, не за политику

Кажется, Дитер Косслик (директор Берлинского международного кинофестиваля. — Ред.) перед своим уходом с Берлинале — его контракт завершается — решил не хлопать дверью. Нынешняя программа — одна из наиболее вялых за последнее десятилетие. Тем не менее, в конкурсе было несколько оригинальных авторских работ. И хотя эксперты и критики сочувствовали жюри во главе с Жюльетт Бинош (из чего же выбирать?) — Бинош не подвела. Ее судейство отметило наиболее запоминающиеся картины конкурса, руководствуясь, слава Богу, критериями не политики, но искусства. Поэтому главного приза совершенно справедливо удостоены «Синонимы» — абсурдистская драма израильского режиссера Надава Лапида о самоидентификации личности.

По версии Лапида, чтобы обрести себя нужно полностью обнулить прошлое. Харизматичный красавчик Йоав (Том Мерсье), только что демобилизовавшись, приезжает из Израиля в Париж, остается без одежды и вещей. Герой едва не замерзает в холодной пустой квартире… пока его не приютит парижская пара — богач Эмиль (Квентин Долмэр) и его подружка Кэролайн (Луиза Шевиллотт). Во Франции Йоав решает быть французом. Отказывается от своей страны, семьи, даже языка. Вместе с другими эмигрантами посещает курсы по «национальной идентичности», учит французский, поет Интернационал… Словом, хочет начать новую жизнь. И в этом ему должны помочь инфантильный, добросердечный Эмиль, и не расстающаяся со своим гобоем и его печальной мелодией Кэролайн.

Надав Лапид

Йоав спешит, в подаренном Эмилем дизайнерском желтом пальто почти бежит по парижским мостовым, повторяя уничижительные синонимы, характеризующие его бывшую родину: «отвратительная … зловонная … непристойная … невежественная … вульгарная …» Так, оскорбляя и унижая, обрубают связи с некогда любимой женщиной. Он силится мысленно похоронить Израиль или хотя бы полностью вырваться за пределы гравитации замкнутой, капсульной страны в открытый мир… Но не выходит.

Ручная камера — такая же нервная, торопливая — следует за ним, перепрыгивает через ступеньки, выхватывает случайные лица прохожих. В этом иррациональном сюжетном водовороте, Йоав не может найти точки устойчивости: его бросает из объятий Эмилии в порностудию, он бежит от встречи с отцом, бежит от себя самого.

 

В нем витает дух «Любовников» Бертолуччи и еще с десяток фильмов, прежде всего «новой волны». И все же это оригинальное, личное, выстраданное высказывание. Режиссер признается, что первые 25 лет жизни был уверен, что случайно родился в Израиле, на самом деле, он — француз. Но когда он уже жил во Франции, понял, что на самом деле, он — израильтянин.

Похоже, автор знаменитой «Воспитательницы» Надав Лапид все свое кино снимает «про себя». Не случайно маленький вундеркинд Йоав, с лету сочиняющий чудные стихи в «Воспитательнице», читает детские стихи самого Лабида. И вот Йоав вырос, стал героем нового фильма. Это он сам застыл в ледяной воде в ванной – а ля Марат. Это он сам пытается присвоить чужой мир, выбрать свою единственную родину. Отыскать синонимы к самым важным словам. Ответить себе на вопросы: кто ты? откуда? зачем? По признанию режиссера, он посвятил картину своей матери, которая умерла во время съемок.

Кадр из фильма «Прощай, мой сын»

Лучшими актерами названы Ван Цзинчунь и Юн Мэй, сыгравшие в мелодраматическом, не громком трехчасовом китайском эпосе «Прощай, мой сын». Они перевоплотились в супружескую пару, которая на протяжении многих лет пытается пережить нелепую гибель маленького сына. Второго ребенка им не позволяет иметь родная партия и программа контроля за рождаемостью. Они пытаются жить, переезжают к морю в провинцию Фуцзянь, в городок с чужим диалектом и укладом жизни, усыновляют мальчика, который в трудном подростковом возрасте уйдет из дома. И вот спустя годы, они летят навестить умирающую подругу юности, в прошлом партийного функционера. Самолет трясется в турбулентности, они держатся за руки. Вдруг улыбаются друг другу: «Неужели мы все еще боимся смерти?»

Награда за сценарий досталась«Пираньям Неаполя» Клаудио Джованнези. Не лишенная романтического флера драма рассказывает о банде, состоящей из мальчишек. Фильм основан на одноименном романе Роберто Савиано. Во многом история переплетается с некоторыми сюжетными линиями известной картины «Гоморра» Маттео Гарроне, также снятой по роману Савиано, и получившей Гран-при Каннского жюри десять лет назад.

 

«Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получила представительница «берлинской школы» Ангела Шанелек за арт-хаусный фильм«Я был дома, но…». Шанелек — неувядаемый представитель «берлинской школы». И ее причудливый фильм полностью соответствует эстетике этого направления: созерцательность, нелинейность истории, минимум диалогов, иносказательность. Героиня кружит, мечется по городу, внезапно впадает в истерику, покупает и пытается продать обратно велосипед. И только спустя время становится понятно, что ее нервность вызвана необъяснимым исчезновением 13-летнего сына. Сцены, словно отчуждены друг от друга, склеиваются только в финале в единый неразрывный поток. Осел внимательно смотрит в окно. Собака доедает кролика, которого только что догнала. Школьники читают Шекспира. Мать срывается в крик, дети ее успокаивают. Фильм стильный, решенный в полном соответствии творческой задачей, временами раздражающий манерностью. Впрочем, не жюри Берлинале.

Приз имени Альфреда Бауэра за новые перспективы в киноискусстве вручили дебютной картине«Бунтарка» («Крушитель системы») Норы Фингшайдт. Про то, как система социального обеспечения детей терпит крах. Неуправляемую, психически нестабильную девятилетнюю Бенни передают с рук на руки семь нянек: инфантильная мать, социальная система, воспитатели дома для трудных подростков, суррогатные родители.  Термин «системный сбой» используется для описания неконтролируемых детей. Про муку бессилия: при всей любви к дочери, мать не может ставить под угрозу жизнь других детей. Про то, что ни «преобразующая сила любви», ни отлаженные социальные институты не способны залечить психическую травму. И про то, что надежда не умирает.

Гран-при жюри присудили картине«Милостью Божьей» Франсуа Озона о громком скандале, связанном с сексуальными домогательствами в католической церкви. О многолетнем заговоре молчания иерархов. Сценарий картины базируется на историях взрослых мужчин, проживающих во Франции, которые в детстве стали жертвами сексуального насилия в католической школе.

Открывая церемонию, глава жюри Жюльет Бинош напомнила, что в основном конкурсе Берлинале было заявлено 17 картин. Но китайская лента Чжана Имоу«Одна секунда» была снята с конкурса (по официальной версии причиной отмены стали технические трудности, однако пресса связывает это с цензурой китайских властей. — Ред.).

«Мы сожалеем, что фильм не смог принять участие в конкурсе. Мы все нуждаемся в художниках, которые живописуют эмоции. Одна секунда фильма может повлечь трансформацию умов и жизней. Надеемся в скором времени увидеть фильм на больших экранах по всему миру».

Источник

 

Архив Вестник К