На фестивале современной драматургии «Ростовские чтения», который должен открыться в Ростове-на-Дону, должны были показать моноспектакль Владимира Голышева «Пребиотики» (про Путина), но показ запретили.
«Мне достаточно было прочитать одну страницу пьесы, чтобы понять, что это за вещь. Даже при нынешней демократии должны быть какие-то рамки приличия», – сказал и.о. директора ростовского ТЮЗа, на сцене которого должна была быть зачитана пьеса, Александр Близнюк.
В «Пребиотиках» описываются события, связанные с отставкой мэра Москвы Юрия Лужкова летом прошлого года. А также недвусмысленно показывается, кто контролирует ситуацию в Чечне.
Действующие лица спектакля – представители власти. Медведев, Путин, Песков (пресс-секретарь) Собянин, Лужков, Сурков и многие другие персонажи которых многие знают по выпускам новостей.
По пьесе, Сурков, путинский пресс-секретарь Песков и некоторые другие копают под Путина, а отставка Лужкова стала одним из ударов по нынешнему премьеру. У Голышева партнером Суркова в этой интриге и, возможно, ее главным инициатором является американский «экспертократ» Макфол.
Сюда же затягивают и Олега Кашина, которого по пьесе используют «в темную».
Не знаю, насколько важным является вопрос о том, до какой степени голышевская версия уже произошедших политических событий и прогноз грядущих соответствуют и будут соответствовать действительности. Будем считать все эти сценарии подковерных баталий не более, чем поводом для развития сюжета.
Интрига сплетена крепко, сюжет сделан хорошо — не оторвешься, но и он, в свою очередь, является, рискнем заявить, не более чем поводом для раскрытия человеческих характеров персонажей, как их видит автор. Хорошего в этих характерах, прямо скажем, негусто.
В этом главное отличие пьесы от схожих по тематике и «фигурантам» произведений, например, от совершенно мизантропического «2008» Сергея Доренко, где гадливость и омерзение вызывают почти все.
У Голышева симпатична «нашистская» массовка на Селигере с репликами: «Алферов, чо, лох?» и «В Сколково вся сила». Симпатичен персонаж Сурков, наделенный цинизмом в не меньшей степени, чем его реальный прототип, однако являющийся словно бы наглядным воплощением «человека играющего», легко летящего на крыльях вдохновения, «незамороченного» художника политической манипуляции («Остапа несло…»).
Симпатичен Собянин, который постоянно «включает» перед Путиным идеального чиновника, нечеловечески хладнокровного, не произносящего ни одного лишнего слова и не задающего ни единого необязательного вопроса, этакий комикс-вариант Штирлица. Симпатичен молчаливый, простой парнишка Кашин.
Трогательно, умилительно симпатичен пчеловод и пчелолюб Лужков.
В своем последнем появлении на подмостках он, мучительно подбирая слова, пытается в последний раз объясниться начистоту с дорогими его москвичами:
«Москвичи — это такая большая пчелиная семья. Я — пчеловод. Я ей — семье — принадлежу. Весь. Без остатка. Я — ее часть. Москва — наш улей, дом нашей дружной пчелиной семьи. И я, как пчеловод, обязан о нем заботиться…»
Почему жена мэра всегда выигрывала тендеры? Нормально, да? Москва выделяет бюджет и выбирает подрядчика. Варианты: «Рога и копыта» зятя префекта, «питерское жулье» и «Ленина фирма».
Сложнее всего, конечно, с Путиным. Автор не скрывает своего предельно негативного отношения к этому деятелю. Именно поэтому за кадром Путин выглядит раздражительным и не таким хладнокровным каким мы привыкли видеть его с экранов телевизора. Однако в самом финале «Пребиотиков», когда антипутинская интрига разворачивается «на полную катушку» и бьет свою жертву прямо по лбу, она, жертва, вызывает наконец, по крайней мере, жалость.
Быть может, отгадка здесь в том, что на Руси всегда с некоторым сочувствием относились к дуракам… Путину недруги хотят «вынести мозг». Выбить его эмоционально и психологически из колеи, свести с ума. И вот на его вроде бы угрожающей, но в то же время какой-то жалобной реплике: «Ну, видит Бог, я этого не хотел… Не нравится по понятиям — будет по шариату», когда «хромая утка» хватается за последнюю, чеченскую соломинку Рамзана Кадырова и узнает, что на того совершено покушение и не на кого больше надеяться, я начал ему сопереживать. Я начал болеть за Путина.
Медведев в пьесе присутствует как бы мимоходом, невзначай. Его постоянные речевые ошибки и перевранные цитаты не вызывают никаких эмоций.
Превосходный, легкий и — подчеркну еще раз — незлой юмор пьесы достигает своего апогея в сцене со Шварценеггером, который в то же время посещал Москву, Сурковым, который выдает пачку сигарет за iPhone (четвертая сцена второго акта) и по нему якобы читает всем блог Медведева в Twitter, вся эта фантасмагория поднимается до уровня не просто бредового шапито, но высокого, благородного абсурда.
Конечно, пьеса интересна хотя бы тем, что автор дает нам заглянуть в закулисье и посмотреть на всем известных людей, так сказать, с изнанки.
И, конечно, после прочтения становятся ясны причины отказа показа этой пьесы.
О том, что «Пребиотики» не войдут в программу фестиваля, в масс-медиа заговорили еще до того, как появилась информация о ее удалении с фестиваля. Пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков так прокомментировал шумиху в СМИ: «Автор с нами не связывался, но сейчас мы будем выяснять, что за спектакль он готовит».
Ростовская журналистка Ольга Калашникова, один из организаторов фестиваля в интервью Радио «Свобода» заявила, что отказ включать «Пребиотики» в программу фестиваля, видимо, объясняется страхом перед возможными неприятностями.
«И.о. директора, как вы сами понимаете, должность очень качающаяся. Я так понимаю, что он просто не хотел лишних сложностей: а вдруг бы на него подали в суд в связи с использованием имен Путина, Медведева и так далее? Всякое может быть», сказала она.
Сам Владимир Голышев сказал, что произошедшее его не расстраивает.
«Честно говоря, для меня это не трагедия. Ничего страшного я в этом не вижу, – заявил он. – Собственно говоря, я пьесу не подавал никуда и не добивался того, чтобы она вошла в какую-то программу. Все было строго наоборот. В начале мая ко мне обратились организаторы регионального конкурса молодых драматургов и попросили, чтобы я дал им свою пьесу «Пребиотики». Я очень удивился их выбору. Если бы меня спросили, то я бы им, конечно, «Пребиотики» не дал – а дал бы «Ярмонку», свою последнюю пьесу, или «Барнаульского натариза». Но они сами решили ставить «Пребиотики» и занялись всяческими разными постановочными делами. Определили режиссера, который будет руководить читкой, музыку, панель актеров-участников… Скандал, который разразился вокруг пьесы, меня с одной стороны удивил, а с другой стороны, в какой-то степени обрадовал. Все-таки внимание к пьесе привлекли, что драматургу, конечно же, очень приятно».
Также Голышев заявил, что никаких признаков давления на него со стороны властей не ощущает.
Конечно, сколько людей, столько и мнений. Кто-то считает, что Медведев зависит от Путина, кто то, что наоборот. Некоторые считают что Президент и Премьер-министр это просто сильный тандем.
О различности мнений говорят и яркие комментарии пользователей интернет на различных форумах:
«Смотрел сегодня утром парад Победы. Красиво. Особенно порадовал Путин. До парада около 10 минут. Из ворот Кремля выходит Путин, на шаг позади него идет Медведев. Они поворачивают направо и идут вдоль стены, Медведев отстает от Путина на полкорпуса. Подходят к трибуне. Путин останавливается перед ступеньками и пропускает Медведева вперед, делая характерный жест ладонью типа «прошу, только после Вас». Медведев кивает головой, типа «спасибо», и поднимается на трибуну. Мимо трибуны проходят войска. Путин сидит и загадочно улыбается. Медведев и Сердюков тоже сидят и о чем-то периодически переговариваются. А весь прикол в том, что сидеть и разговаривать в то время, как тебе выполняют воинское приветствие, в армии является одной из высших форм проявления неуважения к подчиненным. И Путин, как офицер, об этом знает, но ни верховному главнокомандующему, ни министру обороны, принимающим парад Победы, он это не сказал. ТАК показать в прямом эфире, кто в стране главный, может только профессионал».
Или:
«С моей точки зрения, В.Путин и Д.Медведев являются одной политической командой, я исхожу из понятия политической команды как команды, проводящей одну и ту же политику. Для меня совершенно очевидно — если мы примем изначально и не будем спорить, кто главнее — Путин или Медведев, если примем изначально, что Медведев — полновесный президент, каким президентом был Путин полтора года назад, то мы должны признать, что политика, проводимая Медведевым, является продолжением политики президента Путина».
И третье:
«Блог Дмитрия Медведева является наиболее известным в среде сетевого общения – его знает 2/3 блогеров (64%). Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного аналитической компанией Profi Online Research, которая опросила пользователей Интернета на тему их отношения к ведению блогов известными политическими деятелями»
Комментарии пользователей интернет к самой пьесе тоже разделились во мнении:
«Спасибо за текст! мои 5 копеек комментариев:
Читается легко и с удовольствием, как все ваши тексты. Для пьесы уж очень актуально. тем , кто читает ваш блог, никакой новой фактуры, кроме forward looking statement’а про рамзанчега, да пошлет аллах ему здоровья. Один раз ржал в голос тут:
«Медведев поощрительно хлопает Макара по коленке и, пристально глядя ему в глаза, начинает тихо петь.
Медведев (поет): На. Маленьком плоту. Сквозь. Бури, дождь и гро-о-озы…
Опешивший Макар подпевает «на автомате».»
Улыбнуло про «женщину в телевизоре», которая «нервно трясет пятерней» и «неловко бьет ногой по дикторскому креслу». В остальном только кривая улыбка (см. «ничего нового»).
В целом, чем больше народу, особенно тех, кто не следит за вашим творчеством, ознакомится с пьесой, тем лучше. а ее героям желаю избавления от мучительной насильственной смерти на родине в обмен на тихие долгие разговоры с тенью Юрия Михалыча в стенах Гаагской тюрьмы».
Или:
«Это какой-то набор штампов, интеллигентских представлений о жизни. Смешнее посмотреть оригинал общения Путина с народом».
«Мне хватило первой-второй сцены, возможно там где-то в конце автор расписался и действительно создал что-то смешное и заслуживающее прочтения, но вы меня никогда не убедите в том, что если человек серьезно работает над произведением, то он в конце своей работы не думает серьезно над названием и над началом, над тем, чтобы читатель не плюнул в самом начале и не перестал читать»
Я же советую прочитать эту пьесу от начала и до конца. Хотя бы для того что бы сложить свое, правильное мнение о ней и сделать свои выводы.
Полную версию пьесы Вы можете найти тут.
Для справки: Пребиотики – это пищевые ингредиенты, которые не перевариваются ферментами человека и не усваиваются в верхних отделах желудочно-кишечного тракта, стимулируют рост и жизнедеятельность полезной микрофлоры.