В Петербурге из зала суда сбежал главарь банды«черных риелторов», приговоренный к 12 годам за похищения и убийства людей. Во время многочасового чтения приговора судья объявила перерыв, подсудимый«вышел покурить» и скрылся. Беглец объявлен в розыск. По словам эксперта, то, что за находившимся под подпиской подсудимым никто не следил, —«это несовершенство закона, и таких побегов будет еще много».
В понедельник в Ленинградском областном суде оглашали приговор банде«черных риелторов». На скамье подсудимых одновременно находились более 20 человек, которых обвиняли в восьми убийствах, 11 похищениях, 17 эпизодах мошенничества с квартирами и комнатами граждан и подделке документов. Часть подсудимых находились под стражей, а часть — под подпиской о невыезде.
Среди последних был Иван Шинкаренко, который, по данным следствия, наравне с двумя другими подсудимыми — Вадимом Плесковым и Александром Меличевым — являлся организатором и главарем организованной преступной группировки.
Заседание началось в 11 утра и закончилось ближе к вечеру. В деле множество томов, в одно производство объединили около 50 уголовных дел, поэтому судье Ольге Дробышевской пришлось потратить на чтение приговора несколько часов и время от времени объявлять перерывы.
Во время одного из тайм-аутов Шинкаренко заявил, что пойдет покурить, вышел из зала и больше туда не вернулся — так и не услышав, что в итоге суд приговорил его к 12 годам колонии общего режима.
«По закону до оглашения приговора у Шинкаренко был статус подсудимого, а не осужденного, — пояснил«Газете.Ru» Сергей Капитонов, представитель петербургского управления Следственного комитета. — Поэтому, когда судья объявила перерыв, Шинкаренко мог ходить и гулять, где ему вздумается».
В Ленинградском областном управлении службы судебных приставов заявили, что сотрудникам, находящимся в зале суда, не поступала команда взять подсудимого под стражу. Поэтому за ним не следили.
«Шинкаренко уже объявлен в розыск, — сообщилисточник в правоохранительных органах Петербурга. — Опрашиваются его знакомые и родные. Скорее всего, он решил бежать спонтанно. Пришел в суд, рассчитывал на снисхождение, поскольку был под подпиской и заключил со следствием соглашение. Но в процессе чтения приговора понял, что все равно срок будет немалым. Это упущение в законе: человек под подпиской обвиняется по серьезным статьям, но находится без присмотра, и за него никто не отвечает — ни приставы, ни конвой, ни судья, ни прокурор».
В петербургском управлении Следственного комитета считают, что ничто не предвещало такого поворота.
«Ранее следствие не ходатайствовало о взятии Шинкаренко под стражу, — говорит Капитонов. — Следователи сочли, что к нему можно применить другую меру пресечения, и он был отпущен под подписку о невыезде. Процесс по делу«черных риелторов» начался еще в августе прошлого года. Все это время Шинкаренко исправно ходил на заседания. Если бы у судьи возникли какие-либо подозрения, она могла бы изменить ему меру пресечения».
Адвокат Шинкаренко Владимир Щербань утверждает, что его клиент ждал более сурового приговора и у него сдали нервы. В результате он бежал, не дождавшись решения.
«Это был эмоциональный срыв, он ждал другого приговора, лет 20», — сказал адвокат.
Дело«черных риелторов» слушалось судом присяжных Леноблсуда. Коллегия единодушно признала Вадима Плескова, Ивана Шинкаренко и Александра Меличева виновными в организации преступного сообщества. Заседатели сочли, что они не заслуживают снисхождения. Виновными были признаны еще 18 человек, 11 из них — в участии в преступном сообществе. Двоих подсудимых присяжные полностью оправдали.
Приговором суда десять подсудимых получили от 4 до 24 лет колонии общего режима. Ивана Шинкаренко приговорили к 12 годам заключения, Вадима Плескова — к 24.
Уголовное дело в отношении Александра Меличева было выделено в отдельное производство и приостановлено в связи с тяжким заболеванием.
Суд установил, что ОПГ действовала в 2006—2008 годах на территории Петербурга и Ленинградской области. Бандиты похищали и убивали малоимущих и алкоголиков ради их квартир.
Жертвам предлагали либо высокооплачиваемую работу за городом, либо выгодный обмен жилья. Согласившихся вывозили в Ленинградскую область и убивали, а их квартиры оформляли на себя.
Полученное жилье«черные риелторы» продавали через специально созданное агентство недвижимости«Балтийский Альянс». Организаторы использовали знакомства с сотрудниками милиции, которые обеспечивали им информацию и безопасность, помогали скрывать улики. Всего в банду входили четыре милиционера — Денис Байда, оперуполномоченный 60-го отдела УВД по Василеостровскому району, Ровшан Мирзалиев, заместитель начальника 37-го отдела УВД по Василеостровскому району, Игорь Солтан, оперативник УВД по Красносельскому району, и Сергей Шкиря, старший оперуполномоченный угрозыска 17-го отдела УВД по Калининскому району.
Планы преступлений разрабатывали Плесков, Шинкаренко и Меличев. У каждого участника банды был определенный круг обязанностей: одни искали жертв, другие знакомились с ними, третьи осуществляли прикрытие. Причем рядовые члены ОПГ не знали в лицо главарей, а зачастую и других участников банды. Преступники постоянно меняли номера мобильных, часть телефонов регистрировали на других лиц, в том числе по поддельным паспортам. Завершилась их деятельность в 2008 году, когда в милицию обратился один из похищенных, которому удалось сбежать.