Легендарная певица Сезария Эвора, получившая прозвище «Босоногая дива», скончалась у себя на родине, на острове Сан-Винсенте, входящем в состав Кабо-Верде, в возрасте 70 лет.
Обладательница нескольких премий «Грэмми», три месяца назад певица объявила о завершении карьеры в связи с ухудшающимся здоровьем. За последние годы Эвора перенесла несколько хирургических операций, в том числе операцию на открытом сердце в мае 2010 года.
«У меня нет сил, нет энергии, — объяснила она в интервью французской газете Monde, объявляя о своем уходе со сцены. — Я хочу, чтобы вы передали моим поклонникам: простите меня, но сейчас мне пора на покой».
«Мне бесконечно жаль, что приходится уходить из-за болезни. Я была бы счастлива и дальше дарить радость тем, кто долгие годы следил за моим творчеством», — добавила Эвора.
Эвора начинала певческую карьеру в барах Минделу — второго по величине города Кабо-Верде с населением около 70 тысяч человек.
Легендарная певица Сезария Эвора, получившая прозвище «Босоногая дива», скончалась у себя на родине, на острове Сан-Винсенте, входящем в состав Кабо-Верде, в возрасте 70 лет.
Свои песни она писала на родном языке — кабовердийском креольском, одном из диалектов португальского.
Всемирная слава к «Босоногой диве» пришла в 1992 году, после записи альбома Miss Perfumado, когда певице уже перевалило за 50.
Свое прозвище Эфора получила за то, что всегда — даже уже будучи звездой мирового уровня — выходила на сцену босиком, отдавая символическую дань бедности, в которой живут ее земляки на Островах Зеленого Мыса.
После выхода Miss Perfumado певицу с неподражаемым тембром стали наперебой приглашать в зарубежные турне. В 1992 году она дала два триумфальных концерта в Париже.
В 2000-х годах Эвора неоднократно выступала в России, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах — от Архангельска до Владивостока.
За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов. Практически все эти деньги Эвора жертвовала на детские социальные программы. Почти вся система начального образования Островов Зеленого Мыса оплачивалась из ее гонораров. Себя певица побаловала лишь парой недорогих автомобилей, чтобы гонять теплыми африканскими вечерами по побережью родной страны…
Цезария Эвора — бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Она курила сигары и ходила босиком.
Пожилая женщина с расфокусированным взглядом, мать троих детей, гордость своего маленького города Манделы, Цезария воплотила тайные мечты всех бабушек. В душе бабушки совсем не хотят быть похожи на Надежду Бабкину или героиню молочной индустрии с домиком в деревне. Правильные бабушки хотят быть похожи на Цезарию Эвору.
Цезария Эвора родилась через два месяца после того, как на Россию напала армия Гитлера. Пока наши бабушки-девочки прятались от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе.
Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный виски с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса. Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом.
В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер.
Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом.
Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной.
Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи». «Саудаджи» — особенное слово. Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит.
Цезария не знала, как объяснить другим, что это такое. Единственный язык, которым она владела — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет.
Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходила на крупные концертные площадки мира и рассказывала о своем народе.
Несколько лет назад Цезарию массово полюбили в России. Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает «саудаджи». Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма. Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля. Последних, правда, принято называть бардами.
Оказалось, напевы заезжей пожилой полной дамы, поющей на непонятном языке, гораздо больше питают русскую душу, чем русскоязычные блатные страдания.