Игроман никогда не признается в том, что его одержимость игрой — суть та же наркомания.
Посмотрите короткий фильм. Нет, это не про тебя, конечно. Ты — не игроман.
Этот парень совсем не похож на тебя.
Просто он играет в игры. Как ты. И он не может без этого жить. Как ты.
Компьютерные игры могут вызывать серьезную зависимость. В них используются инструменты психологического воздействия, которые могут способствовать появлению навязчивых состояний у некоторых пользователей, – таковы результаты журналистского расследования, проведенного репортерами программы BBC «Панорама», сообщает Daily Mail.
В современных компьютерных играх используются средства, воздействующие на механизм поведения, который еще в 1950-х годах исследовал американский психолог Беррес Скиннер (Burrhus Skinner). Он показал, что поведение человека можно контролировать при помощи простых стимулов и системы вознаграждений.
Для проверки своих теорий Скиннер придумал специальное устройство, позже названное в его честь камерой Скиннера. Устройство представляло собой клетку для небольшого животного, например крысы, в которой есть кнопка.
Нажимая на кнопку, крыса получала вознаграждение – кусочек сухого корма. Но если крысе давали сухой корм за каждое нажатие кнопки, то она быстро привыкала к постоянной доступности еды и переставала нажимать кнопку. Поэтому вознаграждение должно выдаваться не каждый раз, а через случайные промежутки времени. Эксперименты показывают, что при таком подходе животное очень быстро начинает давить на кнопку все время как одержимое. Таким образом у подопытного «сформировался условный рефлекс путем последовательного приближения к конечной цели».
Ученые выяснили, что человек в этом смысле недалеко ушел от крысы. «Если дать человеку кнопку и случайным образом выдавать за ее нажатие награду, он будет нажимать ее постоянно», – сказал в интервью программе «Панорама» создатель компьютерных игр в компании SixToStart Эдриан Хон (Adrian Hon). На таких рефлексах построено большинство азартных игр: рулетка, «однорукие бандиты» и различные компьютерные игры.
В играх вместо пищи игроки периодически получают дополнительные жизни, виртуальные или реальные деньги, различные бонусы для своих героев. Цель разработчиков – создать почву для возникновения навязчивого желания играть постоянно. Для этого они используют описанную Скиннером технику «оперантного обусловливания», она очень проста и очень действенна и является основной причиной возникновения у людей игромании (зависимости от игр).
Подробнее об этом — в этой статье.
Для геймеров даже есть свой Реабилитационный центр.