Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Герой Войны

Герой Войны

Григорий Петрович Булатов родился в деревне Черкасово Свердловской области в семье рабочих. Когда ему было 4 года, семья переехала в город Слободской Кировской области. С восьми лет учился в средней школе, в 16 лет Гриша поступил на работу на комбинат, выпускавший авиационную фанеру. 
Похоронка от отца пришла в 1942 году. В 16 лет Гриша пришел в военкомат просится на фронт. Получил права шофера. В 17 лет, наконец, добился, был призван, охранял военные склады. В 1943 году с эшелоном лошадей, направленных на фронт, добрался до Великих Лук, до родной 150-й дивизии.


А первое его боевое крещение было в Калининской области. Около шести дней длился жестокий смертельный бой. Всего 12 человек остались в живых из роты, в которой служил Григорий Булатов. Здесь он получил главную солдатскую награду – медаль «За отвагу». Сначала он был автоматчиком, а потом – разведчиком. На груди его появилась еще одна медаль «За отвагу», которой он был награжден 26 июля 1944 года за захват «языка», давшего на допросе ценные сведения. 
К концу войны 19-летний красноармеец Григорий Булатов имел две медали «За отвагу» и Орден Славы третьей степени. А дальше — форсирование реки Одер и штурм рейхстага.
Вот как вспоминал те дни сам Григорий Булатов: «К нам, разведчикам, пришел комполка 674-го полковник Плеходанов и замполит Субботин. Военный Совет 3-й ударной армии учредил 9 знамён, которые нужно водрузить над рейхстагом. Первые, водрузившие знамя, будут представлены к званию героя. Нашему полку жребий не выпал. Комполка сказал, что над рейхстагом может развеваться не обязательно Знамя Военного Совета. Подыщите подходящий материал – вот вам и Знамя».
Самодельное знамя было изготовлено. А потом был бой. Вот, что писал в своих воспоминаниях разведчик Виктор Провоторов: «И вот лейтенант Сорокин дает команду — По одному, короткими перебежками, вперед!
Бросок, другой, третий… Оглядываюсь — рядом Булатов. Остальных отсек огонь… Вот и стена рейхстага. Залегли, смотрим, нет ли где свободного от кирпича окна. Находим окно. Улучив момент, мы влезли в окно, предварительно бросив туда по гранате. Коридорами вышли на лестницу, забрались на второй этаж.
Гриша Булатов протянул руку в окно, помахал флагом, затем мы укрепили его. В это время внизу послышались выстрелы, взрывы гранат, стук сапог. Мы приготовились к бою. Гранаты и автоматы начеку. Но схватка не состоялась. Это по нашим следам пришли Лысенко, Бреховецкий, Орешко и Почковский. С ними лейтенант Сорокин. Он подошел к нам, пожал руки и снял флаг.
— Отсюда его плохо видно, ребята, — сказал он. — Надо пробираться на крышу.
По той же лестнице стали подниматься все выше и выше, пока не добрались к крыше. Цель достигнута. Где ставить флаг? Решили укрепить у скульптурной группы. Подсаживаем Гришу Булатова, и наш самый молодой разведчик привязал его к шее огромного коня. Посмотрели на часы, стрелки показывали 14 часов 25 минут». Знамя было единственным, провисевшим 9 часов! Все эти события сняли на пленку кинодокументалисты Шнайдеров и Кармен.
3 мая 1945 года в дивизионной газете «Воин Родины» появилась заметка, в которой отмечены имена героев: «Родина с глубоким уважением произносит их имена: Проваторов, Булатов, Сорокин: Советские богатыри, лучшие сыны народа! Слава героям!».

Официально героями штурма считаются Михаил Егоров и Мелитон Кантария, но установили они свое знамя в 22 часа 50 мин., причем вне боевых действий. Есть множество документов, доказывающих, что задолго до них первым знаменосцем был 20-летний паренек из г.Слободского, рядовой 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии Григорий Булатов.
Только через год, 8 мая 1946 года, мир узнал имена Кантарии и Егорова. Глубокая несправедливость, свершенная от имени Родины, которую Булатов защищал. Наверное, ему повезло, если б вместо парторга Провоторова вместе с ним на рейхстаге был бы кто-нибудь из Грузии. Тогда бы «Гришка-рейхстаг» мог стать Героем Советского Союза сразу же после войны.
Между тем через несколько лет М. Кантария, отвечая на вопросы анкеты одной из газет, скажет (речь шла о подвиге): «утром 30 апреля увидели перед собой рейхстаг — огромное мрачное здание с грязно-серыми колоннами и куполом на крыше: В рейхстаг ворвалась первая группа наших разведчиков: В. Провоторов, Гр. Булатов. Они укрепили флаг на фронтоне. Флаг тотчас же заметили воины, лежавшие под огнем противника на площади».
Еще один очевидец подвига Булатова напишет в газете «Комсомольская правда» от 5 мая 1945 года в заметке «Покорение Берлина»: «Путь к рейхстагу лежал через нагромождения, баррикады, через пробоины в стенах, темные тоннели метро. И везде были немцы: Наши бойцы в третий раз пошли в атаку и наконец ворвались в рейхстаг, вышвырнули оттуда немцев. Тогда маленький, курносый, молоденький солдат из Кировской области, как кошка, вскарабкался на крышу рейхстага и сделал то, к чему стремились тысячи его товарищей. Он укрепил красный флаг на карнизе и, лежа на животе, под пулями, крикнул вниз солдатам своей роты: «Ну как, всем видно?» И он засмеялся радостно и весело. И хотя немцы опять бросились в отчаянную контратаку и даже заняли первый этаж, наши бойцы, успевшие закрепиться в верхних этажах рейхстага, чувствовали себя хозяевами этого большого обгоревшего здания. Теперь никакая сила не заставила бы их уйти отсюда». Так вспоминал участник штурма рейхстага капитан Андреев.
Когда в Берлине над дымящимся рейхстагом Георгий Константинович Жуков увидел трепещущее на ветру красное полотнище, у него, человека крепких нервов, на глазах навернулись слезы, а к горлу подступил комок. Это был миг победы, ради которого 4 года шли под пули, в огонь и дым наши солдаты.
Этот флаг — гимн стране, свалившей со своих плеч и с плеч других порабощенных народов чудовищного врага.
Сталин решил, что для СССР будет лучше, если первыми водрузившими красное знамя над рейхстагом объявят не Булатова и Сорокина (как было на самом деле), а русского Егорова и грузина Кантарию (интернационализм, так сказать).
В середине мая группа берлинской операции во главе с маршалом Г.К.Жуковым была вызвана в кремль. Булатов ждал золотую звеэду из рук Сталина.Разговор был один на один. Сталин пожал руку, поздравил и сказал, что в связи с международной обстановкой, нужен еще один геройский поступок: отказаться от звания Героя Советского Союза. Временно отказаться, на 20 лет.Из кремля Булатова доставили на дачу Берии. В номере за ужином, согласно сценарию, кокетливая официантка разыграла сцену насилия. Охрана вошла тут же. Очнулся Григорий в камере уголовников.
Через 2 года, без суда и следствия был выпущен из тюрьмы, весь в татуировке вора в законе и авторитета. В Германии возил какого-то майора. Демобилизовался в 1949 году, в апреле вернулся в Слободской.
20 лет молчал, верный слову, данному Сталину.
Спустя время безуспешно пытался доказать, что именно он первым водрузил знамя Победы, за что среди знакомых получил прозвище «Гришка-рейхстаг». Стычки с начальством, алкоголь, визиты гостей в штатском — всё это закончилось самоубийством Григория в 1973-м. 

В кинохронике часто, а к 9 мая всегда, показывают Группу бойцов с самодельным знаменем, бегущих по ступеням рейхстага, и молоденького паренька, вкручивающего древко Знамени Победы — это Григорий Булатов.


 

Архив Вестник К