16 сентября 2012 года исполнилось 60 лет Микки Рурку, скандалисту и дебоширу, бунтарю и аутсайдеру, байкеру, боксёру, а также одному из самых талантливых актёров современности.
По собственному признанию Рурка, на детских рождественских утренниках ему, золотоволосому мальчугану всегда доставались роли милых ангелочков. Суровая реальность быстро внесла свои коррективы. Бесконечные конфликты с самодуром-отчимом, злые улицы Майями и боксёрский ринг, первый выход на который состоялся в двенадцать лет, сформировали в юном Рурке крутой и буйный нрав. Неожиданно возникшая мечта об актёрской карьере потребовала изрядной силы воли и выдержки характера: чтобы оплатить дорогостоящую учёбу, Рурк брался за любую работу, от уборщика до клубного вышибалы, и неделями голодал, выживая «на одних леденцах». Много позже, став знаменитостью, актёр будет отыгрывать потерянное детство и трудные годы начала карьеры беспробудными, лихими кутежами.
Творческая судьба Рурка напоминает изломанную линию. Временами он бывал едва ли не самым высокооплачиваемым актёром Голливуда, но потом становился в кинематографических кругах персоной нон грата. На пике своей карьеры Рурк демонстративно снимался только в тех лентах, которые подходили под его представление о «настоящем кино», а позже довольствовался эпизодическими ролями в третьесортных фильмах ужасов. Он неоднократно порывался оставить кино, сбегал от ненавистного голливудского конвейера то на профессиональный боксёрский ринг, то в алкогольно-наркотический загул, то в компанию к уличным бродягам. Но всякий раз актёр неизменно брал верх в метущемся сознании Рурка, и он возвращался на экран. При этом важно, что в любой ситуации Рурк оставался хозяином своего положения. Он сам с нуля строил свою карьеру, сам же её разрушал, а потом с нуля, мучительно, по кусочкам собирал снова, и снова, и снова.
Удержу Микки Рурк никогда не знал ни в чём. Играя, он, бывало, настолько вживался в роль, что доводил себя до предынфарктного состояния. На боксёрском ринге не столько спортом занимался, сколько топил отчаяние, не боролся, а убивал. Бранясь с любимой, серчал так, что отрубал себе пальцы. А уж о его пьянках, неизменно с мордобоями, скандалами, истериками и всевозможным развратом ходят легенды. Не случайно актёра так сильно любят в России, и ставят в один ряд с «озорным гулякой» Сергеем Есениным, «своим парнем» Владимиром Высоцким, и «поэтом трагической забавы» Борисом Рыжим. Особенно остроумные считают Рурка единственным современным актёром, по праву заслуживающим звания «Народного артиста РФ». Уж больно русскими, никак не заграничными, кажутся его разбитной характер, молодецкая удаль и вселенского масштаба тоска в глазах.
Внешне, особенно в последнее время, напоминающий каменную глыбу, раскованный и экстравагантный на публике, Рурк, по словам бывшей жёны, на самом деле «ужасно уязвим», чувствителен, страдает неисчислимым количеством фобий. Впрочем, актёр и сам это подтверждает, иногда признаваясь в интервью, к примеру, в том, что ему «важно быть любимым». Работавшие с Рурком режиссёры, отзываются о нём как о «выдающемся актёре» и обаятельном, «приятном человеке». Журналисты отмечают, что он из той редкой породы звёзд, которые «думают перед тем, как ответить на вопрос». Конечно, для большинства Рурк был и остаётся олицетворением или «плохого парня», или секс-символа. Сам актёр эти свои образы когда-то недолюбливал, и всеми силами пытался их преодолеть. Благодаря чему, к примеру, в один и тот же год его можно было увидеть змием-искусителем в «Дикой орхидее» (1989) и средневековым блаженным во «Франциске» (1989).
Перечень режиссёров, по достоинству оценивших талант Рурка, впечатляет: с ним работали Стивен Спилберг и Фрэнсис Форд Коппола, Майкл Чимино и Барри Левинсон, Алан Паркер и Тони Скотт, Барбет Шрёдер и Лилиана Кавани, Роберт Родригес и Даррен Аронофски. Соответственно и фильмография Рурка отличается завидным для его коллег по цеху разнообразием. Спектр ролей актёра колеблется от любовников до психопатов, от раскаявшихся террористов до отчаявшихся слуг закона, от безбашенных прожигателей жизни до самозабвенных святых. При этом все его образы объединяет одна деталь: это образы лишних людей, отверженных, познающих некую высшую истину, и оттого не способных жить как все. Его герои до обидного часто проигрывают в схватке с жизнью вероятно потому, что слишком хорошо эту жизнь знают. Рурк тоже изучил жизнь вдоль и поперёк, столкнулся, кажется, со всеми причудами, что судьба может подкинуть человеку. И пока жизни не удалось сломить актёра. Более того, по мнению Рурка, лучшие его роли ещё впереди. Что ж, если судить по возросшей в последнее время активности артиста, он обстоятельно к этим ролям готовится.
Десять лучших ролей Микки Рурка по мнению… самого Микки Рурка:
01. Роль мотоциклиста-дальтоника в картине «Бойцовая рыбка» (Фрэнсис Форд Коппола, 1983)
«В “Бойцовой рыбке” было очень много общего с моей жизнью, с родным братским существом… “Бойцовая рыбка” являлась совершенно новым фильмом, до него не было ничего подобного. Очень символичная и мистичная картина»
02. Роль неудачливого грабителя в картине «Папа Гринвич-Виллидж» (Стюарт Розенберг, 1984)
«Я помню, что прочитал роман Винсента Пэтрика три или четыре раза, до того как встретился с продюсером, потому что он мне очень понравился. И я считаю Эрика Робертса, который играл в фильме моего друга, лучшим актером из тех, кого я знаю. От съемок в этом фильме я получил самое большое удовольствие. И это был один из самых счастливых периодов моей жизни»
03. Роль частного детектива в картине «Сердце Ангела» (Алан Паркер, 1987)
«Алан Паркер был очень воодушевлён работой над этим фильмом. И ему удалось передать это воодушевление мне… Сценарий был настолько запутан всякими побочными сюжетными линиями, что в какой-то момент мне пришлось спросить у Алана, а кого именно я играю»
04. Роль неисправимого алкоголика, альтер-эго Чарльза Буковски в картине «Пьянь» (Барбет Шрёдер, 1987)
«После того, как я снялся в фильме «Пьянь», мне казалось, что я больше не смогу играть, ни умственно, ни физически. Я был разбит. Не выпивкой или наркотиками, я был разбит морально и, в какой-то степени, сломлен… Я не поклонник Буковски. Пристрастие к выпивке погубило моего отца ещё в молодости. Лично я страдаю похмельем один раз в месяц, так что я могу играть всех этих неряшливых, трудных парней, но в действительности сам я не такой»
05. Роль средневекового святого Франциска Ассизского в картине «Франциск» (Лилиана Кавани, 1989)
«Мне нравится моя роль во «Франциске», Лилиана Кавани, пожалуй, единственная, кто дал мне возможность сыграть не самого себя… Мне постоянно предлагали играть самого себя: боксера, байкера или наркомана. «Франциск» был единственным фильмом, в котором я ушел от привычного амплуа»
06–07. Роль соблазнителя в картине «Дикая орхидея» (Залман Кинг, 1989) и психопата в картине «Часы отчаяния» (Майкл Чимино, 1990)
«…для меня особенно ценны две Малины, как худшему актеру года. Я считаю, худший актер лучше лучшего, потому что он не притворялся, не пытался изобразить из себя придурка, придуманного сценаристом. Из худшего и лучшего я всегда выбираю худшего, я и в фильмах всегда переживаю за плохих. Последние девять лет мне не удается стать худшим, впрочем, я не теряю надежды»
08. Роль уголовника и наркомана в картине «Пуля» (Джульен Темпл, 1996)
«До того, как я встретил Тупака, я думал – и это было забавно, – что я никогда не встречал никого, кто, как и я, относился бы к категории плохих ребят. И я думал, что наконец-то встретил кого-то, немного похожего на меня… Было что-то такое невысказанное, что могут почувствовать и понять только двое друзей. Работать с Тупаком было здорово. Чертовски круто. Я смотрел на него и думал: “Да, этот ублюдок направит на меня пушку, спустит курок и не моргнет”»
09. Роль трогательного громилы Марва в картине «Город грехов» (Роберт Родригес, Фрэнк Миллер, Квентин Тарантино, 2005)
«Марв — моя роль в фильме «Город грехов» — безумец, убивший свою подругу. Я хотел, чтобы всё было иначе. Марва невозможно контролировать. Если на него бросали косые взгляды, он кидался в драку. Таким был и я сам. Каждый день для меня — это большое напряжение, потому что, вы знаете, Марв живёт внутри меня. Я стараюсь держать его в руках, иначе он опять выскочит наружу, и я натворю кучу бед. Я счастливчик, что получил ещё один шанс в жизни. И я работал очень тяжело, чтобы измениться. На это ушло семь-восемь лет»
10. Роль стареющего борца в картине «Рестлер» (Даррен Аронофски, 2008)
«В “Рестлере” много параллелей с моей жизнью: уходящая в небытие бурная молодость, ощущение собственного ничтожества и бездарно потраченного времени, чувство потерянности и стыда. Это был самый трудный для меня фильм — и лучший фильм, в котором я когда-либо снимался»
Источник