Сила – в знаниях
После выхода в свет фильма «Брат» про Сергея Бодрова-младшего в прессе сплошь и рядом писали, мол, «сыграл самого себя – примитивного и недалекого»… Сергей никогда не принимал эти слова близко к сердцу. «Я-то знаю, что это не совсем так, поэтому не обижаюсь», — отвечал он.
«Не совсем так» — это Сергей скромничал. Сегодня не часто встретишь таких, как он – не просто интеллигентных, образованных, начитанных… А таких глубоких, что ли людей. Он любил жизнь, умел находить в ней прекрасное и ценить это…
Голубоглазый мальчик Сережа родился в Москве у Сергея Бодрова-старшего, журналиста, сценариста и режиссера, и Валентины Николаевны, искусствоведа. Он учился в элитной французской школе, предпочитал гуманитарные науки. С детства был трудолюбив, всегда доводил начатое до конца. Так, поступив на кафедру истории искусства МГУ, Сергей считал делом чести не только окончить с красным дипломом, но и написать диссертацию. Он находил это логичным завершением семилетнего периода своей жизни. Позднее Сергей признается: «Тем, что я написал диссертацию, я горжусь больше, чем любой из своих ролей».
Манящий мир кино
Все дороги в жизни Сергея, так или иначе, приводили его на экран. Его заметили и полюбили после роли в фильме Бодрова-старшего «Кавказский пленник», после чего он стал стремительно превращаться в звезду первой величины. Но вышло это почти случайно. Он ехал с отцом на съемки фильма разнорабочим, а вернулся главным героем: отчаявшись найти подходящего актера, Сергей Владимирович попробовал сына. Актерского мастерства тот не продемонстрировал, но был настолько органичен и естествен, что у отца отпали всякие сомнения. В результате «Кавказский пленник» собрал приличный урожай призов разнообразных российских и зарубежных кинофестивалей, даже был номинирован на «Оскар». А еще «Кавказский пленник» подарил Бодрову Кавказ Первые в жизни увиденные горы влюбили его в себя навсегда.
Уже через несколько лет питерский режиссер Алексей Балабанов снял Сергея в главной роли в фильме «Брат». Бескомпромиссность и опасная уверенность в собственной правоте, свойственные Даниле Багрову, превратили Сергея в настоящего героя. Затем это звание было укреплено «Братом-2», в котором Данила учил жить Америку. С наивной прямотой Ивана-дурака Данила-Бодров наводил порядок повсюду, куда только ступала его нога, а публика рукоплескала. Сергей в ответ смущенно рассуждал: «Я в актерской профессии чувствую себя человеком посторонним. Мне не нравится собственно актерское существование в кадре, оно всегда какое-то фальшивое, ложное».
О том, что из сына сделали национального героя, старший Бодров отозвался так: «Дело в его абсолютной искренности и естественности, что действовало на зрителя безошибочно. Нужен был кто-то, кому могли бы поверить. Такой герой появился, потому что время требовало такого человека»
Другая сторона жизни
Важной главой в судьбе Сергея Бодрова стала работа в области тележурналистики. Александр Любимов выбрал молодого историка искусства и начинающего актера соведущим в программу «Взгляд».
О годах, проведенных на телевидении, Бодров никогда не жалел: «Я познакомился со столькими людьми, услышал столько историй, прочел столько писем – на другой работе это просто невозможно».
Среди «стольких людей» обнаружился и главный человек: именно на телевидении Бодров познакомился с будущей женой Светланой Михайловой, которая была режиссером программы. Тогда Сергей первый и последний раз нарушил свое правило – не распространяться о личной жизни. Он радостно заявил журналистам: «Я встретил девушку, которую долго искал. И понял я это сразу. Дело в том, что в шесть лет я ясно представил себе свою будущую жену и поэтому точно знал, как она выглядит»…
Так Светлана и Сергей поженились. А вскоре у них родилась дочка Оленька. Счастливый отец любил рассказывать о подрастающей дочери: «Игры она придумывала сама, и если хочет кого-то вовлечь в них – вовлекает. А еще с ней разговаривать очень интересно…»
Призвание
Бодров-младший, видимо, в силу наследственности всегда тяготел к режиссуре. Он давно хотел снимать собственное кино, и в начале нового тысячелетия у него появилась такая возможность.
Историю двух сводных сестер, услышанную от отца, Сергей положил в основу сценария. В результате новоиспеченный режиссер получил кинонаграду за лучший дебют, а исполнительницы главных ролей – за лучший актерский дует. Не думаю, что в начале пути Сергей мог ожидать такого результата. Одни только поиски девочек для главных ролей чего стоили! Ежедневно на пробы приходили по 300 девочек. Боясь прпоустить «юное дарование» Сергей подолгу беседовал с каждой, присматривался. «В процессе общения что-то вырисовывалось, складывалось. Месяц, когда я общался с девочками был очень важным и полезным для меня», — признался как-то Сергей.
У Бодрова был один главный критерий отбора – девочки не должны были стараться понравиться. Так нашлись Оксана Акиньшина и Катя Горина. Позднее Сергей делился: «С младшей был очень смешной случай. Она пришла, села, не обращая внимания на камеру, положила ногу на ногу, открыла свою тетрадочку и стала что-то писать. Потом выяснилось, что она пишет «романы про собак». Я спрашиваю: «Как тебя зовут?» — «Меня зовут Рита. Я живу вместе с мамой и папой в загородном доме, у нас 15 собак». – «Словом, она нам понравилась, мы записали ее телефон. А когда стали по этому номер звонить, оказалось, там такой девочки нет. Только чудом выяснилос, что вместо Риты есть Катя, живет она не в загородном доме, а в коммуналке и никак не может из-за тесноты завести собаку… В результате на съемочной площадке мы так и звали ее Ритой». Успешный дебют только укрепил желание Сергея быть режиссером. Он грезил новыми фильмами, писал сценарии…
Первый герой
А между тем 17 ноября 2001 года Сергей Бодров высадился на необитаемый остров архипелага Бокас-дель-Торо в Карибском море. С ним прибыли телегруппа и 16 участников снимать русский аналог американского шоу «Остаться в живых». К тому моменту, когда реалити-шоу полностью завладели умами россиян, образ Бодрова прочно закрепился в сознании масс, как образ героя. И отнюдь не последнего, а первого и на тот момент единственного в лишенной идеализма постперестроечной России.
В отличие от жесткой американской программы Бодров-романтик мечтал показать людей лучше, чем они есть на самом деле, «даже в условиях закрытой банки». «Мы старались помочь им, — делился потом Бодров, — быть немного лучше в условиях, когда нужно друг друга сжирать».
Согласно установленным правилам Сергей должен был быть для участников проекта загадочным гуру и не имел права разговаривать с ними «не по делу». Однако он все равно оставил добрый след в сердцах «островитян». Многие участники любят вспоминать об общении с Бодровым. Например, киевлянин Целованский рассказывал: «мы не раз беседовали с Сережей. Чаще всего о детях. Сына у него тогда еще не было, а о дочке Оленьке он много рассказывал. И как отец, был горд, что у него растет добрая, смешная и весела девочка».
Трагедия «Связного»
В последнюю кино-экспедицию Бодров вылетел на Кавказ в сентябре 2002 года. В июле он начал снимать фильм с рабочим названием «Связной». Иронизировал, что в этом фильме он как кофе в пакетике – три в одном: и сценарист, и режиссер, и и сполнитель главной роли. Ко второму фильму подступал сложнее, чем к первому: давил груз ответственности, дразнили прошлые успехи…
О сыне Сергей Бодров мечтал много лет. Когда узнал, что жена беременна во второй раз, не мог думать ни о чем другом, кроме того, что вот-вот исполнится его заветная мечта. Ради этого, чтобы увидеть долгожданного сынишку, откладывал свою поездку в Кармадон. Он стал самым счастливым папой на свете, хвалился, что теперь у него «полный набор» — дочка и сынок. Наследник. Сергей сам выбрал сыну имя. А больше ничего не успел…
20 сентября 2002 года в шесть утра съемочная группа направилась в горы. Около семи часов вечера съемки прекратили, группа собрала аппаратуру и двинулась в город. В это же время начался сход ледника, который за несколько минут накрыл все Кармадонское ущелье трехсотметровым слоем льда и камней. Вся съемочная группа оказалась погребена.
Тело Сергея так и не нашли. Он навсегда остался в списке без вести пропавших. В плену у Кавказа, покорившего его когда-то раз и навсегда.
За эти годы Светлане Бодровой пришлось научиться жить ради детей, ради памяти любимого Сережи. С Олей и Сашенькой мама старается проводить все свободное время, когда выкраивает после работы на телевидении. Своих малышей Светлана доверяет только бабушкам. И отвозит их погостить по очереди то в подмосковную деревню Кудрино к своей маме Нине Ивановне, то в Сергиев Посад к Сережиной мама Валентине Николаевне. Обе бабушки души не чают во внуках и делают все для того, чтобы Оля и Саша росли в любви и заботе.