Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет.
Артур Шопенгауэр
Начать хочу с известного анекдота
В университете начинается лекция по психологии. Удобно устроившись за кафедрой, профессор:
— Сегодня, товарищи студенты, мы будем с вами изучать три сходные стадии психики человека: удивление, раздражение и гнев. Рассмотрим на конкретном примере…
Достав из портфеля телефон, профессор набирает первый попавшийся номер.
— Здравствуйте, а Васю можно?
— Знаете, здесь такой не живет…
— Вот, — улыбаясь, говорит профессор, — это всего лишь легкое удивление. Смотрите дальше. Набирает номер снова.
— Здравствуйте, а Вася не подошел?
— Сказал же, нет тут таких…
Потирая руки, профессор заговорщицки подмигивает аудитории.
— Клюнул. Ну, а теперь…
Третий раз набирает номер.
— Так Васи нет?
— Да пошел ты…
— Что ж, товарищи, надеюсь, пример вам понятен. Приступим к теоретической части…
С первой парты встает молодой человек.
— Простите, профессор, но вы забыли четвертую стадию.
— Это какую же?
— Стадию полного офигения.
Подойдя к кафедре, молодой человек набирает номер.
— Добрый день. Это Вася. Мне никто не звонил?
Часто, сами того не подозревая, многие из нас оказываются на месте подопытного человека из анекдота после третьего или четвертого звонка. Со стороны это выглядит странно. Человек раздражается и чуть ли не кидается с кулаками в ответ на шутку или простое замечание.
Ярлык «ненормального»
Первая мысль, которая приходит, это, что человек сильно расстроен, нервный или вообще попросту не в себе. Ярлык «ненормального» приклеивается к мечущему искры сам собой. Ведь кому охота разбираться в причинах чужого раздраженного состояния. Легче всего сделать вид, что «моя хата с краю» и уйти от неприятных разборок или возможности попасть под горячую руку.
Но после того, как мы повесили ярлык на кого-то, мы уже не сможем с ним нормально общаться. Словно мы отгораживаемся от переживаний, мыслей и чувств этого человека.
Нередко так поступают родители по отношению к собственным детям. Не желая разбираться, почему их чадо расстроено, они начинают с ним общаться, как с совершившим нехороший поступок. В результате ребенок быстро усваивает, что нельзя проявлять негативные чувства, иначе можно расстроить маму или папу. Желая избежать ярлыка «ненормального», который на него могут повесить, ребенок скрывает до последнего неприятные чувства, а еще приобретает соответствующую мыслительную привычку.
Раздражение и отношения
Получается, что с раздражением чужого человека все относительно просто и понятно. У нас есть выбор: повесить на него ярлык нервного и уйти от разборок или можно проявить участие и расспросить, в чем дело. Но есть ли такой выбор, когда речь идет о близких отношениях?
К сожалению, существует много примеров, когда стратегия навешивания ярлыков и стратегия «избегания того, чтобы на тебя повесили ярлык» имеют место во взаимоотношениях.
Часто корни негативных реакций друг на друга лежат в совершенно обыденных вещах. Например, муж спешил домой с работы, но опоздал, а жена встречает его с вопросом «Где это ты был?» или «С кем это ты был?». И хотя тон разговора в целом полушутливый, у мужчины может остаться не совсем приятный осадок. Или в той же ситуации муж, спешивший домой, не заметил новое платье или прическу жены (за что собственно и получил «шпильку» в виде вопроса «С кем ты был?»). Снова неприятный осадок.
Если подобная ситуация повторяется в разных вариантах и контекстах, то у каждого партнера вырабатывается новый бессознательный шаблон поведения в виде легкого раздражения на некоторые слова или поступки друг друга.
В чем коварство такого шаблона поведения?
Во-первых, происходит замалчивание негативных чувств из-за страха конфликта или боязни получить соответствующий ярлык нервного или ненормального. Зачем обсуждать эту маленькую проблемку, если есть риск вызвать здесь и сейчас большую в виде ссоры или скандала? Лучше отложить все или вообще забыть об этом.
Во-вторых, происходит обусловливание, в результате которого реакция раздражения закрепляется. Крайний случай – это когда практически любое слово или реакция партнера начинают выводить другого из равновесия. «Шпилька» теперь мерещится везде.
И в третьих, негативные реакции усиливаются с каждым повторением соответствующих ситуаций, что в конце концов может привести к взрыву или разрыву. Помните про четвертую стадию из анекдота в начале статьи?
Как раздражение может помочь наладить отношения?
Недавно совершенно случайно наткнулся на детский мультфильм про тигренка. Примечательно в нем было то, что местами там давались истинно терапевтические приемы, облаченные в мультипликационную форму. Когда у тигренка случались неприятности, то мама пела ему следующую песенку:
«Ведь можно беду перевернуть хорошей стороной!»
После чего спрашивала, что хорошего в неприятной ситуации. Тигренок, конечно, сначала говорил, что ничего хорошего нет, а потом быстро находил позитивные моменты, и все буквально переворачивалось в лучшую сторону. Давайте попробуем использовать этот прием в теме данной статьи.
Что же хорошего может быть, когда кто-то раздражается в отношениях?
Стоит поменять отношение к раздражению в отношениях, если оно кажется кому-то из партнеров мелочью. В отношениях не бывает мелочей!
То, чему один не придаст значения, для другого может оказаться весьма болезненным. Раздражение – это красный сигнал, призыв к тому, что стоит поставить на паузу свои «важные» дела и задуматься. Если оно начало проявляться вовне, то часто это говорит о том, что у этого неприятного чувства уже есть своя история, и оно преодолело барьер в виде страха получить нежеланный ярлык. Нередко внешнее проявление раздражения говорит о том, что внутренний «сосуд» уже переполнен.
Навешивание ярлыка в этом случае будет грубым отталкиванием чувств другого. Напротив, стоит проявить максимальную заинтересованность и начать слышать другого. Умение слушать – в данном случае это не просто популярная тема для обсуждения, а по-настоящему жизненно важный навык.
В заключение хочу привести компоненты, из которых складывается умение слушать по мнению авторитетного специалиста в области маркетинга Дэна Кеннеди.
Чтобы СЛУШАТЬ эффективно и АКТИВНО, на мой взгляд, необходимо соблюсти следующие условия:
С = СИМПАТИЯ
Нужно найти в собеседнике какие-то черты (или черту), которые бы вам искренне нравились.
Л = ЛЮБОПЫТСТВО
Нужно моментально пробуждать в себе неподдельный интерес либо к собеседнику, либо к содержанию его речи. Например, на ток-шоу я буду внимательно слушать президента авиакомпании American Airlines, потому что мне как человеку, который все время летает и как бизнесмену интересна тема его выступления, а вовсе не потому, что он такой уж интересный персонаж; и я буду внимательно слушать, что говорит на ток-шоу Грегори Хайнс 18 , не потому, что интересуюсь степом, а потому что Грегори — интересная личность, увлеченный человек.
У = УВИДЕТЬ
Необходимо по-настоящему открыть глаза и увидеть картину с точки зрения собеседника, представить историю и причины формирования именно такого взгляда. Подключайте внутреннее зрение, чтобы лучше понять ближнего.
Ш = ШАГ НАВСТРЕЧУ
Нужно разрешить собеседнику «дотянуться» до вас и самому, как призывает реклама одной телефонной компании, «протянуть руку и коснуться» другого: между вами должна возникнуть эмоциональная связь. Если вы держитесь отстраненно и безразлично, собеседник это почувствует и в ответ «отзеркалит» вас, спрячется в защитную раковину.
А = АКТИВНОСТЬ
В чем-то берите инициативу на себя, участвуйте в разговоре, но не посягайте на управление им. Обозначайте свое участие кивками, позами, прочими средствами телесного языка, короткими вопросами, знаками согласия, где возможно, и необидными провокациями.
ТЬ = ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Вы, конечно, встречались с термином «необходимое знание», например во фразах типа «мы сообщим только то, что вам необходимо знать». Я советую вам вести себя так, будто вам НЕОБХОДИМО знать все: вам дико любопытно, что движет другими людьми, и без этого знания вы просто задыхаетесь. Тогда вы будете слушать с неподдельным воодушевлением, и это побудит собеседника сообщать вам больше и больше.