Легенду о стоящей на воротах непробиваемой горилле и нашем футболисте убившем ее одним ударом мяча многие слышали еще в детстве. Звучала она примерно так:
Некоторые футболисты обязаны носить на ноге черную повязку. Это повязка означает, что бить этой ногой запрещено, если он ударит этой ногой по мячу, то может убить каждого в кого попадет этот мяч. Таких футболистов в мире немного и в нашей сборной есть такой игрок его зовут … (по разному, но чаще всего Виктор Понедельник, Михаил Бутусов или Лев Яшин). Только его выпускают на поле не часто.
Один раз наша команда поехала играть в Африку. И там одна команда выставила против них в качестве вратаря не человека, а огромную дрессированную гориллу. Она была такой большой, что закрывала почти все ворота, кроме того она так ловко прыгала и брала все мячи, что никто не мог забить ей гол. Тогда наш тренер выпустил игрока с черной повязкой, тот у дарил по воротам и мяч убил гориллу, а наша команда после этого выиграла.
Несмотря на то что такие события имели место быть, был и матч в Африке, и обезьяна у ворот и советский футболист, который в нее метко попал мячом, но на самом деле история была несколько иная.
Произошло это в начале 1960-х годов. После окончания чемпионата СССР команда ростовского СКА отправилась на серию товарищеских матчей в Африку.
Ничто не предвещало сенсации. Но после встречи ростовчан со сборной Мали репортер французской газеты «Экип» передал в свою редакцию удивительные строки:
«В первом тайме мяч после мощного удара центрфорварда советской команды Виктора Понедельника убивает вратаря-обезьяну, защищавшего в этом матче ворота национальной сборной Мали».
Вот, что рассказывает по этому поводу непосредственный участник событий Виктор Понедельник в статье еженедельника «Футбол» за 2010 год:
«Выходя на поле, мы заметили, что у вратаря сборной Мали на плече сидит обезьянка, — вспоминает тот удивительный матч Виктор Понедельник. – Обменялись шутками: это, наверное, амулет, сейчас появится их представитель и заберет животное. Но нет – вижу, африканский голкипер сажает обезьяну возле верхнего угла ворот, там, где перекрестье, и за цепочку прикрепляет к специальному гвоздику».
Игра началась атаками ростовчан. Вот Понедельник наносит сильный удар по воротам африканцев, мяч летит прямо в крестовину, обезьянка падает и лежит без движения. Вратарь сборной Мали хватает несчастное животное на руки и опрометью убегает. Следом – вся команда хозяев. На трибунах — шум, крики, местные болельщики возмущены убийством талисмана их сборной. Слышатся воинственные призывы и угрозы в адрес футболистов СКА. «Ребята, срочно в раздевалку!» — кричит переводчик. Когда наши игроки торопливо уходили с поля, вслед им с трибун летели бутылки.
«Едва мы укрылись в раздевалке, — продолжает Виктор Владимирович, — там собрались советский консул, переводчик, представитель хозяев поля. Что-то горячо обсуждают. Потом говорят: «Случилось самое ужасное! Если талисман-обезьяна не очнется, игра прекращается. И нам нужно будет думать, как вас отсюда вывозить». Мы, честно говоря, вздрогнули.
Кто-то вспомнил, как, пока ехали на стадион, местный переводчик, показывая нам несколько хижин в джунглях, с улыбочкой добавил: «Там у нас племя людоедов проживает». А вдруг кто-нибудь из них сейчас тут, на трибунах?!
К счастью, минут через двадцать вернувшийся после выяснения обстановки консул сообщает: все в порядке, обезьяна очнулась, можно продолжать игру. Выходим на поле, вратарь сборной Мали вновь сажает макаку на место. Судья дает свисток. Навсегда запомнил совершенно невероятную для футбола установку нашего тренера Виктора Александровича Маслова: «По воротам бейте! Но тихо».
Приказ тренера не потревожить обезьянку наши футболисты выполняли самым добросовестным образом. После возобновления игры вовсе не били по воротам сборной Мали, а лишь перекатывали мяч друг другу.
По возвращении в Москву Виктора Понедельника в аэропорту поджидал разгневанный Председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин: «Что произошло в Африке? «Экип» написал, что ты мячом убил вратаря-обезьяну! Меня уже вызывали для объяснения в ЦК». Футболисты стоят и тихонько посмеиваются.
«Объяснил я тогда Валентину Александровичу, что у сборной Мали нормальный вратарь, а мартышка – талисман. В игре задел было мячом, но с ней все в порядке – жива-здорова. Просто в «Экип» из-за плохой связи с Бамако отчет репортера приняли с искажениями. Напутали, дали в газете ошибочную информацию. Отсюда вся эта трагикомедия. Гранаткин сразу повеселел: «Уф-ф-ф, камень с сердца упал».
Вот так благодаря «желтой» прессе и «сломанным телефонам» рождаются футбольные легенды.