Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Полезности » Кто заработал на криминальном банкротстве «Холдинг-Кредита»?

Кто заработал на криминальном банкротстве «Холдинг-Кредита»?

Кто заработал на криминальном банкротстве «Холдинг-Кредита»?

Руководство ЦБ РФ признает, что банкротство российских банков стало сверхприбыльным бизнесом, приносящим десятки  миллиардов рублей 

 

Как признало на днях руководство ЦБ РФ, адекватного механизма защиты от преднамеренного банкротства у нас в стране до сих пор не существует, Это значит, что банкротство банков — выгодный и безопасный бизнес. Каждый год в России исчезает около 20 банков, в среднем каждая такая «операция» приносит организаторам около 1 миллиарда рублей, случай, когда кто-то понес за это реальную уголовную ответственность – редчайшее исключение. Можно даже говорить о причастности к этому нелегальному бизнесу оборотом около 20-25 миллиардов рублей в год, некоторых сотрудников ЦБ и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) с высокой долей достоверности.

 

Как отличить обычное банкротство банка от преднамеренного, которое, по сути, является крупным финансовым мошенничеством? Банк может разориться из-за ошибок руководства кредитной организации и недооценки рисков, но наличие реального уставного капитала практически всегда может компенсировать рыночные потери. Намеренный вывод активов банка – это уже криминальное банкротство. Делается это в основном путем тайной замены реальных активов банка на неликвидные. Применяемые при этом схемы варьируются от самых быстрых и простых, до многоходовых запутанных операций.

 

На первый взгляд отличить одно от второго довольно непросто, тем более, как сказал сам глава ЦБ Борис Игнатьев: «руководители коммерческого банка технически способны вывести, честнее сказать, украсть активы банка очень быстро — за пару часов». Но если никакой надзор это предотвратить не может, то после того как банкротство случилось, разобраться было оно преднамеренным или нет, довольно легко. Было бы желание.

 

Это прекрасно видно на примере скандального банкротства банка «Холдинг-Кредит» в 2012 году. Хотя это кредитная организация была относительно небольшой по размеру капитала, эхо краха длится до сих пор – около 2000 вкладчиков добиваются возврата своих денег и проведения настоящего расследования для наказания виновных и возмещения причиненного вреда. 

 

«Холдинг-Кредит» был стабильным и прибыльным, неким крепким «середнячком» с постоянными  клиентами, с внушительным собственным капиталом в 900 миллионов рублей. В 2011 году к банку неожиданно возникли претензии у налоговых органов в связи с неуплатой НДС по операциям с золотом в 205-2006 годах, несмотря на истечение срока давности. Учредитель банка Владислав Черников утверждал, что сотрудники ФНС, таким образом, вымогали взятку. «Договариваться» владелец «Холдин-Кредита» отказался, в результате получил – налоговые претензии в размере превышающем, величину уставного капитала.

На фоне претензий ФНС 16.05.2012 г. Банк России отозвал лицензию у «Холдинг Кредита». Спустя некоторое время, 29.06.2012 г.  Арбитражный суд Москвы признал банк «Холдинг-Кредит» банкротом. Учредители банка, похоже, задолго до этого согласились на банкротство, к которому банк шел в течение нескольких месяцев.

Ряд фактов позволяют сделать этот очевидный вывод. Во-первых, был создан классический бридж-банк «Навигатор», куда с марта 2012 года переводились сотрудники центрального офиса и переводились самые лучшие клиенты, позднее он разместился в здании центрального офиса «Холдинг-Кредита» в Москве.

Во-вторых, за полгода до банкротства из банка «неустановленными лицами» выводились ликвидные активы: наличные деньги, акции, векселя подменялись «мусорными» облигациями. В-третьих, управляющие «Холдинг-Кредита», верно оценив новую политику собственников банка, начали выдавать крупные кредиты на сотни миллионов рублей, фирмам своих родственников. Отзыв лицензии был делом времени, и когда неизбежное случилось, сюрпризом это стало только для вкладчиков «Холдинг-Кредита», деньги которых спасать никто не собирался. Даже после того, как после отзыва лицензии пришла временная администрация ЦБ РФ во главе с О.Я. Вечкановой, из банка пропала вся документация. Представитель конкурсного управляющего АСВ Башмаков проявил себя настоящим фаталистом, даже не собирался заниматься поиском пропавших активов банка, а советовал вкладчикам не терять свое время и смириться с неизбежным.

 

Главная странность в банкротстве «Холдинг Кредита» и его отличие от десятков подобных случаев – таинственное исчезновение всех бухгалтерских документов, кредитного портфеля (кредитных договоров), а потом не менее загадочное их обретение. Хотя в самом факте ничего особенного нет – это самый первый признак фиктивного банкротства. Документы уничтожают по-разному, можно устроить прорыв канализации или пожар — первичные документы будут утрачены, что осложнит оспаривание сделок в дальнейшем. На эту тему среди банкиров даже идет дискуссия, что лучше: потоп или пожар?

 

Но бывший владелец «Холдинг-Кредита» к исчезновению документов, скорее всего, не имеет отношения, а вот роль сотрудников ЦБ и АСВ заслуживает внимания. Сначала чиновники в т.ч. руководитель АСВ убеждали всех, что документы исчезли. Потом часть из них (примерно, две трети) через полгода загадочным образом нашлась. Оказалось, что неизвестные арендовали помещение и свезли туда часть документов, а это несколько тонн документации, кстати, что бы ее вывезти потребуется несколько грузовых КАМАЗов. Затем  владелец помещения, перестав получать арендную плату, сам позвонил в АСВ, сдав тайник. Почему не уничтожили – главный вопрос, ведь руководству банка эти документы были неинтересны, в противном случае, их бы не существовало, именно так поступают их недобросовестные коллеги (потоп или пожар).  Наверное, кто-то еще хотел воспользоваться портфелем «Холдинг-Кредита». Как утверждают кредиторы, с таки не обнаруженной частью кредиторской задолженности успешно «поработали» сразу после отзыва лицензии у «Холдинг-Кредита».

 

В конце ноября 2012 года в Москве прошел митинг пострадавших вкладчиков банка, которые обвинили сотрудников АСВ в коррупционных связях с руководителями и владельцами «Холдинг-Кредита». Наконец после настойчивых обращений в ФСБ и Администрацию президента РФ, начались какие-то реальные действия по расследованию уголовного дела возбужденного 21 августа по материалам проверки обстоятельств банкротства банка «Холдинг-Кредит». После этого позиция конкурсного управляющего и руководства АСВ сильно изменилась. Крупных вкладчиков настойчиво попросили успокоиться, в Интернете появилось открытое письмо экс-владельца банка Владислава Черникова к вкладчикам, потерявшим около 1 миллиарда рублей, которое он, по мнению многих, вообще не писал. Авторство письма приписывается замглавы АСВ Валерию Мирошникову.

Странности в поведении сотрудников АСВ и ЦБ РФ

Странности в деле «Холдинг-Кредита», видимо, объясняются тем, что это не был обычный отмывочный банк, а работающая организация с качественными активами. АСВ имеют обычно дело с пустышками, а у этого банка хоть и были выведены главные активы, оставалось ликвидное имущество в виде качественной «дебиторки», приблизительно оцениваемой в несколько миллиардов рублей. То, что найдено только 2/3 документов кредитного портфеля позволяет сделать вывод о том, что ее активно использовали неизвестные лица. Есть основания подозревать, что документы по кредитному портфелю исчезли после отзыва лицензии у банка сотрудниками ЦБ РФ, которые исполняли функции временной администрации.

 

Роль АСВ в этой истории тоже довольно загадочная: беспристрастность этой государственной организации и, в первую очередь, ее руководителя была поставлена под сомнение, после того стало известно, что некоторым вкладчикам, якобы, после отзыва лицензии у Банка, и во время начала конкурсного производства предлагали решить вопрос с их депозитами за вознаграждение. Вкладчики негодуют, что получив обратно базу по «дебиторке», сотрудники АСВ затягивают процесс взыскания задолженности внутренними бюрократическим процедурами, вместо того, чтобы мотивированно напирать на МВД, для ускорения расследования уголовного дела, так как у силовых структур больше возможностей и полномочий вести розыскную деятельность, которые они до сих пор судя по результатам, и заявлениям руководства не использовали.  

 

Кроме того, судя по последним публикациям в СМИ, посвященным расследованию банкротства «Холдинг-Кредит», похоже, руководство АСВ нашло легкое решение, назначив «крайним» менеджмент банка, выдававший сомнительные кредиты накануне банкротства. Похоже, именно кредитам импортерам бананов суждено стать источником для возмещения денег вкладчикам по суду, если получиться, конечно. Решение в принципе верное, но возникает закономерный вопрос, почему этим никто не занимался до последнего времени, хотя реально было истребовать задолженность с этих фирм, до того, как они начали процедуру ликвидации.

 

В этой истории, как и десятках других банкротств банков в России за последние несколько лет, главное удивление вызывает пассивная позиция МВД РФ. В какой-то степени понятно, следователи полиции не слишком разбираются в сложных банковских схемах по выводу активов, тем более, есть профильные органы – ЦБ, РФи, АСВ. С другой стороны, как признает глава ЦБ Борис Игнатьев, даже при наличии доказательств возбуждены всего единицы уголовных дел. В истории с «Холдинг-Кредитом» основная проблема вкладчиков, что ни ЦБ РФ, ни АСВ, ни полиция, по сути, не хотят признавать очевидное – это было преднамеренное банкротство. Завеса молчания вокруг этого многомиллиардного бизнеса устраивает слишком многих. Тех, кого не волнует страна и ее граждане, они не собираются здесь жить и хранят свои деньги за границей, скажем на Кипре.

 

Бевз А.Н.


 

Архив Вестник К