Самолет Як-52 известен многим. Эта легендарная машина разрабатывалась с учетом замечаний опытных летчиков-инструкторов и многолетнего опыта эксплуатации самолетов Як-18. Правда, возможности Як-52 по сравнению с Як-18А заметно возросли. Мощный двигатель дал возможность придать самолету прекрасную энерговооруженность, за счет чего он может выполнять любые головокружительные фигуры высшего пилотажа.
Як-52, оснащенный современным пилотажно-навигационным комплексом и радиоэлектронным оборудованием, является отличным способом обучения полетам на спортивном самолете по дальним маршрутам в вылетам в сложных метеорологических условиях. Сам он уже стал основой для производства другой модели — Як-53, одноместного акробатического летательного аппарата.
По своей конструкции Як-52 является двухместным цельнометаллическим монопланом с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Его фюзеляж оснащен работающей металлической обшивкой, соединенной с элементами каркаса потайной клепкой. Однолонжеронное крыло здесь также имеет работающую металлическую обшивку. Хвостовое оперение этого самолета является свободнонесущим.
Убирающееся шасси Як-52 создано по трехопорной схеме с носовым колесом. Такой подход позволил упростить управление самолетом во время посадки и улучшить обзор на этапе рулежки. Поскольку Як-52 используется в качестве учебного самолета, то это является весьма важным. Управление самолетом спаренное. Сегодня полеты на самолете Як-52 осуществляются во многих аэроклубах, где тренируются спортсмены и обучаются энтузиасты.
Есть у этой модели и еще одна характерная черта: убираемые колеса шасси поджимаются к крылу и фюзеляжу, а не убираются внутрь. Для учебного самолета это очень важно, поскольку не лишает возможности безопасного приземления в том случае, когда пилот забывает перед посадкой шасси выпустить. В зимнее время колеса здесь могут быть заменены на лыжи.
Двигатель поршневой девятицилиндровый М-14П обладает мощностью 360 лс. Несмотря на бурное развитие реактивных самолетов, обучение летчиков сегодня проводится на легких поршневых машинах. Это и дешевле раз в 10-15, и качество подготовки гарантирует более высокое. Если просмотреть биографии лучших российских летчиков, то можно увидеть одну общую для всех деталь — обучение они проходили на Як-18.
Двигатель Як-52 может работать во всех режимах при любых эволюциях самолета, за это отвечают топливная и масляная системы. Самолет оснащен
- полным комплектом стандартных пилотажных приборов,
- курсовой системой,
- автоматическим радиокомпасом,
- ультракоротковолновой радиоустановкой.
На Як-52 также имеется такое важное оборудование, как сигнализация приближения критических режимов полета. Предупреждение происходит путем появления светового и звукового сигналов.
Поскольку самолет учебный, в нем имеется место для инструктора и курсанта. Управление может осуществляться как с одного, так и с другого. В Як-52 предусмотрена возможность имитации отказа тех пилотажно-навигационных приборов, которые расположены на приборной доске учебного места. Это позволяет проверять действия курсантов в экстремальных ситуациях.
Двухместная кабина этого самолета скомпонована по схеме тандем. Переднее место — для курсанта, заднее — для инструктора. Безопасность обучаемых полетов здесь высокая за счет того, что инструктор всегда может держать под контролем обучающихся и своевременно исправлять их ошибки со своего места.
Полеты на самолете Як-52 могут проходить не только летом, но и зимой. Его кабина оснащена системой отопления и вентиляции. Все агрегаты способны работать при температуре воздуха до — 45С.
Аэроклуб Первый Полет — аэродром Большое Грызлово