Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Россия и Европа в 2030 году в представлении простых людей

Россия и Европа в 2030 году в представлении простых людей

Автоматизация труда не снизит рабочую нагрузку, на пенсию придется выходить в 75 лет, средний класс почти исчезнет, в традиционном брак будет жить меньшинство. В 2008 году простые европейцы – и россияне в их числе – сделали прогноз, каким будет их мир в 2030 году.


В 2008 году был реализован панъевропейский исследовательский проект «Ожидания будущего для Европы 2030 года». Исследование охватило 11 тысяч человек из девяти стран, включая Россию (Австрию, Великобританию, Германию, Испанию, Италию, Финляндию, Францию и Швейцарию).

В России опрос проводился во всех федеральных округах и охватил 2196 человек (приличная выборка по российским меркам – обычно опросы у нас охватывают 1,5-2 тыс. человек). Респондентам предложили оценить ряд приведенных утверждений о будущей жизни в 2030 году.

Опрос проходил по восьми областям-категориям:

1) работа;

2) богатые и бедные;

3) семья;

4) экология;

5) интеграция;

6) безопасность;

7) потребление;

8) образование.

Блог Толкователя приводит основные данные этого опроса и выводы из него (по Future Expectations for Europe. Pan-European Futures Study with Comments by 19 Futurists. U. Reinhardt, G. T. Roos. Stiftung fur Zukunftsfragen. Primus Verlag, 2008 и журнал «Форсайт», №1, 2009 год).

Опрошенные в основной массе сошлись во мнении, что большинство товаров будет производиться за пределами Европы, что, несомненно, отразится на рынке труда. Европейцы осознают, что для сохранения позиций на мировых рынках необходимо будет существенно повысить производительность труда, то есть работать придётся и дольше, и более интенсивно.

Большинство европейцев будет работать как минимум на двух работодателей. В меньшей степени это относится к итальянцам и россиянам (31% и 34% респондентов соответственно). Автоматизация рабочих процессов не снизит рабочую нагрузку. Лишь для одного из пяти европейцев рабочая неделя станет составлять не более 25 часов.

Для каждого пятого опрошенного в Европе наличие свободного времени представляет большую ценность, нежели высокая зарплата. Особенно это касается немцев и французов. Европейцы, за исключением финнов, готовы трудиться до 75 лет.

В России каждый третий опрошенный считает, что должен много работать, так как не рассчитывает на пенсионные гарантии. Большинство россиян предполагают покинуть работу до наступления 75-летнего возраста.

Более половины европейцев ожидают, что разрыв между богатыми и бедными увеличится: богатые станут ещё богаче, а бедные – беднее. Доля среднего класса значительно уменьшится.

В Европе средний класс, за исключением Франции и Финляндии, почти полностью исчезнет. Такое положение в меньшей степени будет волновать испанцев, поскольку эта страна отличается наименьшим разрывом между богатыми и бедными. Это также касается и британцев. Большинству пожилых европейцев не удастся накопить сбережения к старости, и они будут жить в бедности. Меньше всего неимущих пенсионеров ожидается в Италии и Финляндии.

Лишь каждый пятый европеец надеется получить необходимые государственные гарантии в 2030 году. В Европе сохранится напряженный социальный климат.

В России пенсионеры также будут испытывать финансовые проблемы. Но здесь средний класс сохранится, а зарплаты менеджеров высшего звена будут впечатлять своими размерами. В нашей стране продолжительность жизни у богатых и бедных предполагается одинаковой. Количество детей в российских семьях в значительной степени определяется уровнем доходов.

Традиционная семья, подкрепленная официальным браком, будет терять свою привлекательность. Более половины опрошенных европейцев (60%) ожидают, что семейные пары будут проживать без юридического оформления отношений.

В Европе долгосрочные брачные обязательства уступят место неофициальным альянсам. Желание создать семейный союз всё же остается в числе приоритетных, но на более позднем этапе жизни. В Италии и Великобритании женщины все еще далеки от баланса между семьёй и работой. Пары создаются в основном в результате знакомства через Интернет. Подобная практика меньше всего будет распространена в России и Испании.

Европейцы по-прежнему не будут склонны к совместному проживанию с пожилыми членами семьи и нести за них финансовую ответственность. Менее остальных к этому расположены россияне – лишь 18% опрошенных считают необходимым помогать своим престарелым родственникам.

Почти половина российских пар станет жить вместе, не вступая в брак.

Ассимиляция мигрантов в местные сообщества вызывает беспокойство почти во всех европейских странах, в особенности в Германии, Франции и Швейцарии. Здесь убеждены, что религиозное и/или этническое многообразие приведет к росту социальных конфликтов. Но все же швейцарцы и французы считают, что этот процесс может протекать более безболезненно благодаря образованности иммигрантов.

В Швейцарии, Германии и Франции иммигранты станут жить в специальных районах, но во Франции сократятся конфликты на этой почве. В некоторых европейских странах интеграция иностранцев будет всё еще болезненным процессом, но Европа сохранит открытость для иммигрантов.

Швейцарцы и итальянцы более других склонны к созданию мультинациональных и мультикультурных пар. В Финляндии и Великобритании особой сложности с адаптацией иммигрантов не наблюдается.

В России и Италии приезжие будут проживать в районах концентрации местного населения. Россияне крайне неохотно выезжают за границу. Страна в целом будет открыта и толерантна к иммигрантам, и религия в этом аспекте не имеет большого значения. Адаптация приезжих станет проходить относительно легко.

Большинство опрошенных ожидают роста цен на потребительские товары повседневного спроса. Финансовый кризис вырабатывает у населения стремление к экономии, оно склонно уменьшать потребление.

В Европе уровень потребления в 2030 году будет ниже, чем в 2008 году. У трети (32%) опрошенных – два автомобиля на семью. Лишь французы смогут позволить себе иметь больше. Свыше половины жителей Франции станет покупать только экологически чистые продукты.

Онлайн-шопинг не получит широкого распространения в продаже продуктов. Эта разновидность торговли по-прежнему будет занимать видное место в отдельных нишах, таких как книги, музыкальные записи или билеты на зрелищные мероприятия.

В Европе большинство продуктов станет импортироваться из Азии. В России – другая ситуация, здесь станет наблюдаться бум продовольственной продукции собственного производства. Тем не менее продукты у нас значительно подорожают.

В России и Италии затраты на здравоохранение окажутся самыми низкими в Европе. В России на семью планируется иметь как минимум два автомобиля. Четверть россиян предпочитают употреблять только экологически чистые продукты. Такая же доля населения будет приобретать большинство товаров через Интернет.

Образование становится ключевым ресурсом, обеспечивающим благосостояние, а успех отождествляется с уровнем образованности. Это осознают более половины швейцарцев и французов, но лишь 16% испанцев, четверть итальянцев, британцев и россиян соответственно считают это необходимостью. Возрастёт значимость владения несколькими иностранными языками.

Европейцы всё ещё не овладеют достаточным количеством иностранных языков. В Европе образовательные программы будут широко транслироваться через телевидение и Интернет, а лекции частично читаться в режиме онлайн одновременно для многих университетов.

Наивысший показатель женщин, занимающих высокие руководящие позиции, предполагается в Финляндии, Швейцарии и Франции, самый низкий – в России и Италии.

В Европе будет множество частных школ, и в некоторых странах их станет больше, чем государственных. Вместе с тем в Финляндии они почти отсутствуют. В России частное образование не будет преобладать над государственным в количественном выражении, хотя число частных школ значительно возрастёт.

Определенная часть молодых людей приобретёт профессии, о которых не знали в 2008 году. В России образовательные тренинги посредством массмедиа не получат должного распространения. В стране очень мало женщин будут занимать руководящие должности. Лишь незначительная часть россиян овладеет иностранными языками.

Самый высокий потенциал направленности в будущее из обследованных стран продемонстрировала Финляндия, опередив Великобританию, Германию, Испанию, Францию, Италию. Россия заняла в этом рейтинге последнее место, показав соответственно наименьший потенциал роста конкурентоспособности.

В процессе сопоставления России и европейских стран возник вопрос и о том, насколько различаются ответы жителей разных регионов нашей страны. В целом территориальная дифференциация ответов оказалась не очень существенной, за исключением Москвы.

Опрос показал, что жители Москвы – «пространства больших возможностей» – по многим аспектам своего мышления значительно отличаются от жителей остальной России. В последнее десятилетие опросы общественного мнения в регионах, касающиеся долгосрочных перспектив развития, демонстрировали показатели, сходные с теми, что за несколько лет до того отмечались в Москве. Анализ разрывов в ответах между жителями столицы и регионов зачастую выявляет новые тренды.

В таблице ниже представлены ответы на некоторые вопросы, заданные респондентам в Москве и в областях Центральной России:

Данные таблицы демонстрируют, что москвичи в целом настроены более оптимистично. Многие ценят свободное время и размеренный темп жизни; они близки к модели потребления развитых стран и менее озабочены проблемами бедности в пожилом возрасте, тянутся к современным технологиям, в то время как жители Центральной России настороженно относятся к новым технологическим возможностям, особенно при решении экологических проблем, внедрении чипов для идентификации и онлайн-образовании. Анализ результатов опроса россиян показал, что страна, несмотря на относительную изолированность от Европы, все же эволюционирует в направлении европейских ценностей.

Вернемся теперь к результатам обследования в целом, т.е. по всем странам. Какие же из представленных в опросе ожидаемых тенденций являются для европейцев наиболее очевидными?

Так, ранний уход на пенсию выглядит довольно призрачным. Перспектива работы до 75-летнего возраста была очень близка к вхождению в список Топ-11. Тем не менее к 2030 году проблема бедности в преклонном возрасте только обострится. С особой мрачностью на эту перспективу смотрят в Германии, Великобритании и Франции.

Поскольку ранний выход на пенсию представляется болезненным, то имеет смысл работать до 75 лет. Логика здесь очевидна: если мы живем дольше, то и потребляем больше, а следовательно, нам придется дольше работать. Многие согласились с утверждением, что «фиксированного пенсионного возраста более не существует». Данная констатация может быть следствием того, что общество переходит от индустриального этапа развития к обществу знаний.

С одной стороны, система, характеризующаяся значительным неравенством (североамериканская модель), обладает бОльшими стимулами к развитию, чем эгалитарное общество (европейская модель). С другой стороны, эгалитарность способствует развитию креативности. Поскольку обследование проводилось в Европе, можно утверждать, что его результаты демонстрируют скорее пессимистический взгляд.

Рост уровня преступности напрямую связан с увеличением разрыва в доходах. Примерно один из 100 американских граждан сейчас отбывает наказание в местах заключения. Таким образом, естественно предположить, что растущий разрыв в доходах между богатыми и бедными в Европе также приведет к увеличению уровня преступности.

Интернет-криминал и организованная преступность, как ожидается, в 2030 году будут расти повсеместно, за исключением Италии и России. Если не брать в расчет эти страны, то опасения относительно преступности – один из доминирующих аспектов в жизни европейского общества. Что же касается двух упомянутых стран, то скорее всего их мнение по этому вопросу выглядит не как оптимизм, а как недооценка реальности.

Источник

 

Архив Вестник К