Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » В Вене открылась выставка Питера Брейгеля Старшего, впервые показывают сразу 90 его работ. Почему это настоящий музейный блокбастер?

В Вене открылась выставка Питера Брейгеля Старшего, впервые показывают сразу 90 его работ. Почему это настоящий музейный блокбастер?

2 октября в Венском музее истории искусств открылась выставка нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Она приурочена к 450-летию со дня его смерти, которое отмечают в следующем году, и продлится до 13 января. Мы расскажем, почему это самая важная художественная выставка года.

«Битва Масленицы и Поста» Питера Брейгеля Старшего, Венский музей истории искусств

Это первая большая сольная выставка Брейгеля — за все время

 

Питер Брейгель Старший, или Мужицкий (около 1525 — 1569) — важнейший фламандский художник позднего Возрождения и самый известный из всех Брейгелей. Его сыновья — Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель — тоже были живописцами. Он жил и работал в Антверпене, а затем в Брюсселе, где и был похоронен. Брейгель прославился своими пейзажами и жанровыми картинами со множеством персонажей.

На сегодняшний день известно о 40 живописных работах, 60 рисунках и 70 гравюрах Брейгеля. Большую часть сохранившегося наследия — около 30 живописных произведений и 60 рисунков и гравюр — покажут на выставке в Вене. Такое число работ Брейгеля одновременно в одном месте выставляют впервые.

В Венском музее истории искусств и без того находится крупнейшая живописная коллекция Брейгеля в мире — там хранятся 12 его работ из коллекции австрийских Габсбургов (самую знаменитую работу в собрании венского музея — «Вавилонскую башню» — даже называют аллегорией габсбургской монархии). На втором месте по числу «брейгелей» в коллекции — Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе с шестью картинами художника.

«Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего, Венский музей истории искусств

«Поклонение волхвов» Питера Брейгеля Старшего, Национальная галерея, Лондон

Рисунок «Художник и знаток» Питера Брейгеля Старшего, музей Альбертина, Вена

Одни картины до этого сотни лет не покидали свои музеи, другие — никогда не выставлялись вместе

Работы Брейгеля Старшего для выставки собирали по всему миру: и в музеях, и у частных коллекционеров. Картины и гравюры привезут из Берлина, Вены, Мадрида, Антверпена, Рима, Праги, Лондона и Роттердама. Некоторые полотна не выставлялись в других местах десятками, а то и сотнями лет. В том числе, потому, что многие работы Брейгеля выполнены на деревянных досках, которые со временем становятся все более хрупкими — и сотрудники музеев опасаются, что они могут пострадать при транспортировке. Вероятно, поэтому Метрополитен-музей в Нью-Йорке отказался предоставить для венской выставки принадлежащее ему полотно «Жатва» — одно из цикла «Времена года», изначально содержавшего шесть картин. Всего из этой серии сохранилось пять живописных произведений: четыре можно будет впервые увидеть выставленными вместе.

Кроме того, в Венском музее в первый раз одновременно выставят две версии «Вавилонской башни» Брейгеля Старшего. Одну — из Вены, вторую — из музея Бойманса ван Бенингена в Роттердаме. Доподлинно неизвестно, какая из этих картин была написана первой, но полотно из венского собрания называют «Большой Вавилонской башней», а из роттердамского — «Малой». Еще один вариант того же библейского сюжета в исполнении Брейгеля хранится в Дрезденской картинной галерее.

«Большая Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего, Венский музей истории искусств

«Малая Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего, музей Бойманса ван Бенингена, Роттердам

Некоторые работы отреставрировали специально для выставки

Музей истории искусств начал готовиться к выставке еще шесть лет назад — в 2012 году в нем начался исследовательский проект, посвященный творчеству Брейгеля Старшего. Все 12 работ из собрания музея заново исследовали при помощи инфракрасного сканирования и рентгеновских лучей — и открыли некоторые до сих пор неизвестные особенности творческого метода Брейгеля. Например, ученые выяснили, что на эскизах картин художник всегда сразу четко прорисовывал контуры человеческих фигур — а затем уже работал над окружающим их пейзажем, часто импровизируя в процессе. Рассмотреть все исследованные работы в большом увеличении или под рентгеном можно на специальном сайте.

Другие музеи тоже специально готовили свои картины к выставке. Например, мадридский Прадо отреставрировал принадлежащее ему полотно «Триумф смерти», удалив с него многолетний слой желтого лака, которым еще в XX веке картины покрывали для лучшей сохранности. Музей Майер ван ден Берг в Антверпене тоже отреставрировал картину Брейгеля Старшего из своего собрания — «Безумную Грету», изображающую одноименного персонажа фламандского фольклора, вооруженную мечом и сковородой женщину, штурмующую ад.

«Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего, музей Прадо, Мадрид

 

Архив Вестник К