Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Вопрос — ответ 160

Вопрос — ответ 160

Развлекуха для пытливых умов: выпуск 160

Каждый день мы сталкиваемся с множеством вопросов… Ответы на одни вопросы находятся быстро и их решение происходит незамедлительно. А что делать если для решения вопроса требуется поиск дополнительных источников информации? 

Именно для таких целей наша рубрика «Вопрос и ответ» — каждую субботу и воскресенье вы получаете ответы на интересующие вас вопросы.

Правда ли, что младенец может так и остаться во чреве матери?

Литопедион (lithopaedion) с греческого переводится как «каменный ребенок». Науке известно всего около 300 случаев «окаменения» мертвого плода в утробе матери. В частности, окаменелый зародыш нашли в женском захоронении, возраст которого около 3000 лет, при раскопках одного из индейских поселений в Северной Америке.

Первое письменное упоминание о литопедионе относится к XI веку. Оно принадлежит арабскому хирургу из Андалусии Абу аль-Касиму аль-Захрави (936–1013). Но относительно подробное описание этого феномена было сделано лишь в 1582 году французским врачом Жаном д’Айбустом. При вскрытии тела 68-летней женщины он обнаружил в утробе окаменелый плод, который предположительно оставался во чреве на протяжении 28 лет.

Литопедион обычно образуется в случае ранней внутриутробной смерти плода, когда признаки беременности еще не так заметны. Человеческий организм воспринимает мертвое тело как инородный объект и, стремясь защититься от возможной инфекции, покрывает его толстым слоем карбоната кальция, превращая в «камень». Литопедион может находиться в теле долгие годы, причем женщина, как правило, не испытывает никакого дискомфорта.

Интересно, что женщины с литопедионом часто сохраняют способность рожать вполне здоровых детей.

Почему вафли в клеточку?

Необязательно в клеточку — важно, чтобы на поверхности этого специфического вида печенья, выпекаемого между двух раскаленных металлических противней, присутствовал какой-либо ячеистый рельеф.

Неспроста этимология этого слова восходит, как полагают лингвисты, к немецкому существительному die Wabe («соты», «ячейка»). Назначение этих ячеек то же самое, что и у пчелиных сот: удерживать мягкий наполнитель — крем, взбитые сливки, варенье, джем, сгущенку, мед…

Вафли, появившись в Европе на заре Нового времени, стали настоящей находкой для кондитеров. Тонкое, но прочное печенье, ребристая поверхность которого не позволяла сползать с него начинке, прекрасно подходило для создания затейливых кулинарных конструкций. Неудивительно, что многие европейские народы внесли свой вклад в совершенствование этого продукта: французы выпекают вафли-гофры, голландцы — сиропные вафли, бельгийцы — льежские.

Почему у привычного футбольного мяча шашечки двух типов: пятиугольные и шестиугольные?

Идеальный футбольный мяч должен иметь сферическую форму, тогда он хорошо катится, его удобно брать в руки. Однако кожа, которая до недавнего времени оставалась самым подходящим материалом для изделия, пинаемого ногами, по фактуре своей плоская и плохо тянется, то есть идеальную сферу из нее никак не соберешь.

Впрочем, обойтись можно и приблизительной. Хорошее приближение к сфере дают так называемые архимедовы тела, чьи грани имеют форму правильных многоугольников двух или более типов. Таких тел неограниченно много. Но так как технологически сшивать мяч из слишком мелких кусков трудно, пришлось число элементов ограничить и искать фигуру, которая при данном ограничении обеспечивала бы для заданного радиуса максимальный объем. Такому требованию удовлетворяет усеченный икосаэдр, состоящий из 20 правильных шестиугольников и 12 пятиугольников.

Эту форму выбрали для футбольного мяча в 1970 году и использовали ее до 2006-го. Она получила название Telstar, поскольку отличается редкой телегеничностью. Telstar — хорошее приближение для сферы, но технологии развиваются, и сегодня уже пользуются другим мячом, составленным из «турбинок» и «пропеллеров». 

Почему у толстеющих мужчин прежде всего растет живот, а у женщин — попа?

Способность накапливать питательные вещества в виде жира — одно из важных эволюционных преимуществ млекопитающих, тесно связанное с другим — способностью поддерживать температуру тела постоянной. Недостаток топлива (в данном случае жира) в критический момент может привести к опасному для жизни переохлаждению, а в некоторых случаях и к перегреву. Однако разные эволюционные преимущества не должны вступать в противоречие друг с другом. Поэтому запас топлива, в данном случае жира, делается там, где он меньше всего мешает млекопитающему вести его привычный образ жизни. Как правило, это живот и бедра.

У вертикальноходящих приматов, предков человека, образ жизни самцов и самок сильно различался, что во многом было связано с необходимостью передавать потомству все больше и больше информации — как генетической, так и культурной. Из-за этого удлинялась беременность, увеличивались масса и размеры плода, дольше длилось воспитание детей. Жир, накопленный в животе, никак не сковывал движения самца, не мешал охоте или собирательству. У самок же живот был большую часть времени занят плодом, и если бы жир откладывался там, он бы еще больше стеснял и без того деформируемые внутренние органы.

Современный человек не возник бы как биологический вид, если бы генетический арсенал его предков не обеспечивал возможности делать «запасы на черный день» по двум разным для мужчин и женщин схемам.

Зачем белке, лисе, соболю и прочим такой пушистый хвост?

Хвост — это не рога или когти, которые состоят из омертвевших клеток, а вполне живая часть позвоночного столба с десятками позвонков, межпозвонковых дисков, связок, мышц, кровеносных сосудов. Поэтому он очень чувствителен, про что знает каждый, кому доводилось случайно наступить на хвост кошке или собаке.

И морозить все это «хозяйство» теплокровным никак нельзя, иначе дело кончится некрозом. Так что хвост нуждается в не меньшей теплоизоляции, чем остальные участки тела животного, и даже в большей, поскольку у хвоста при сравнительно малом объеме относительно большая поверхность, отдающая тепло.

Именно по этой причине хвосты животных, которым приходится жить при низких температурах, пушисты (заодно, кстати, они служат теплым одеялом). Для тех же участков тела, которые невозможно укрыть шерстью, вроде подушечек лап, имеется другой механизм, предохраняющий северных зверей и птиц от обморожения

 

Архив Вестник К