Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Великий инквизитор Испании.

Великий инквизитор Испании.

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной…
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.
Г. Лонгфелло «Торквемада»

      Основатель испанской инквизиции родился около 1420 года в маленьком кастильском городке Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады. Само название города, так же как и фамилия Великого инквизитора  происходит от слова torre cremate — «горящая башня».

     Согласно местным преданиям, там когда-то сгорел феодальный замок, который принадлежал предкам Томаса. От одного из слуг мальчик узнал, что его бабушка Инесс, как и его родной дядя Хуан де Торквемада, кардинал и теолог, были «конверсо», то есть крещеными евреями. Для Томаса это открытие стало настоящим потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане, являлись злейшими врагами христианства. А Торквемада всегда был образцовым католиком.

     Возможно, именно это знание и  послужило толчком к его будущей деятельности. Томас решил, что должен очиститься в глазах Господа, для чего ему необходимо проявлять особое рвение в борьбе с врагами христианской веры. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был весьма одарённым, в чём потом многие убедятся.

Когда Томасу исполнилось двенадцать, он покинул дом и отправился в монастырскую школу, которую закончил с отличием. В 1451 году в возрасте  31 года Томас Торквемада вступает   в Доминиканский орден и с этого момента, собственно, и начинается история инквизитора как таковая.

Как я уже писала в предыдущей статье, Испания  до 1492 года представляла собой 4 отдельных государства, одним из которых был Гранадский эмират. Здесь жило большинство испанских евреев. Из 16 миллионов жителей Испании мусульмане в то время составляли 3 миллиона, а евреи — почти миллион. Инаковерующие, а следовательно, еретики, отступники, колдуны и ведьмы, враги в глазах церкви и государства. Против всех этих «врагов» молодой Торквемада обратил свои гневные проповеди. Ораторский талант он начал проявлять, поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро. По округе разнеслась молва не только о красноречии, но и благочестии молодого монаха — он не ел ни мяса, ни рыбы, носил грубую шерстяную хламиду и спал на голых досках. Скоро Томасу начали предлагать высокие должности в Мадриде, но он каждый раз отказывался. Согласился только занять пост настоятеля обители Святого Креста в Сеговии (область Кастилии). И  судьба подарила ему головокружительный взлет.

     Этот маленький монастырь посещали представители высшего кастильского общества, в том числе королева-мать с маленькой дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал духовником семилетней инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая была ревностной католичкой и отчасти переняла у неё эту фанатичность. Торквемада ухватился за это и пробыл в роли духовного наставника до конца своей жизни. Влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи ярой католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя. Из монастырского затворничества Торквемада шагнул в большую политику, обретя власть, которой не было ни у кого из испанских отцов церкви.

     1474 год. На трон взошли Фердинанд и Изабелла, и Торквемада становится уже не духовным наставником не инфанты, но королевы.

     Торквемада постоянно убеждал их, что благочестие народа падает из-за соседства с иноверцами. Для начала, считал он, нужно разобраться с врагами среди самих христиан. Многие крещеные мавры и евреи продолжали тайно исповедовать веру отцов. Чтобы выявить этих отступников, доминиканец предложил основать инквизиционный трибунал. Строго говоря, инквизиция была создана еще в XII веке по инициативе римского папы. Григория IX,  но до XIII в. не имела позднейшего своего специального значения, и церковь еще не пользовалась ей для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков.

 

     С приходом Торквемады Инквизиция переживает второе рождение, его кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV.

Одним из основных лозунгов Торквемады был: «Испания для испанцев». Знакомый лейтмотив, не правда ли?

    Уже первые шаги испанской инквизиции вызвали сопротивление в придворных и церковных кругах, считавших, что методы инквизиции не только не приведут к решению проблемы марранов в Испании, но, напротив, жестокость, не различающая между малым и большим преступлением, лишь усугубит проблему, вызвав бегство марранов в места, где они не будут под опекой и руководством церкви, а наказания должны быть избирательными, и основным методом интеграции марранов должно быть их терпеливое воспитание в духе католичества. Противники инквизиции оказались в меньшинстве, и институт инквизиции интенсивно развивался.

 

     Духовник королевы быстро превратил инквизицию в мощную организацию с жесткой, почти военной дисциплиной. В 1479 году в каждой испанской провинции были созданы трибуналы во главе с великими инквизиторами. Руководил ими Великий инквизитор всего королевства Торквемада. По новым правилам, еретики могли покаяться в течение месяца после создания в городе трибунала. Остальных отправляли в тюрьму и добивались от них признания. Тех, кто искренне раскаивался в грехах, осуждали на вечное заключение, а всех, кто упорствовал в своей ереси, ждало сожжение, получившее название «аутодафе», то есть «акт веры».

 


В первые полгода правления Торквемады было сожжено 298 человек а 79 приговорили к вечному заточению. Число жертв инквизиции увеличилось с каждым днем. Дыба, пытки водой, огнем, испанским сапогом доводили несчастных до последней степени изнеможения и нередко кончались смертью прямо в темнице. Из-за многочисленности осужденных пришлось даже придумать особый эшафот, так называемое квемадеро. Он был сложен из камня наподобие печи — туда вводили сразу несколько осужденных и сжигали. Возможно, именно это дьявольское изобретение послужило прототипом гитлеровских газовых камер.

     В конце концов, многие богатые мавры и евреи начали покидать Испанию. Оставшиеся посылали в Рим жалобы на жестокость Торквемады. Уже через месяц после начала работы трибуналов папа Сикст IV потребовал приостановить их деятельность (!)    Великий инквизитор не послушался, и по его просьбе Фердинанд и Изабелла отправили понтифику письмо с советом впредь не вмешиваться в дела королевства.

 

     Уничтожая еретиков, Торквемада никогда не забывал об иноверцах. Именно их он считал своими главными врагами. Великий инквизитор настоял на том, чтобы королевские войска окружили Гранаду — последний оплот мавров. После долгой осады арабы сдались. Католические монархи могли торжествовать — Испания впервые стала единой, но инквизитор не успокоился.

 

     В начале 1492 Торквемада убедил Фердинанда II и Изабеллу I заставить всех иудеев принять христианство; в противном случае они должны были покинуть пределы Арагона и Кастилии. Как только началось преследование иудеев, еврейская община собрала огромную по тем временам сумму в 30 000 дукатов, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

 

     800 тысяч евреев в повозках и пешком потянулись к портовым городам. Расправившись с одними врагами, Торквемада взялся за других — мавров. Он лично прибыл в Гранаду, чтобы превратить одну из многочисленных мечетей города в католическую церковь. И сам зажигал костры, на которых горели тысячи экземпляров Корана, Талмуда и других еретических сочинений. Уже после смерти Торквемады испанских мавров стали в массовом порядке подвергать крещению. Тогда они подняли восстание и в 1520 году были изгнаны, как и евреи.

     На несколько веков Испания стала страной, где не было места иноверцам. Сам Торквемада никогда не появлялся в пыточных камерах и не приближался к кострам, на которых сжигали вероотступников, но всем управляла его твердая рука. Он руководил десятками инквизиторов и тысячами их помощников-доминиканцев. При подготовке  Торквемадой процесса против ряда испанских епископов по обвинению в поощрении ереси, уже сам папа Александр VI Борджиа  остановил процесс и помиловал осужденных. Он же убедил короля Фердинанда обуздать чересчур ретивого борца за веру.

     Король послушался и, объявив, что Торквемада уже стар и болен, назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов, которые получили право обжаловать его решения. Для Великого инквизитора это было оскорблением. Он больше ни разу не переступил порога королевского дворца, но когда Торквемада умирал, королева Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться.

     Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И  всю жизнь был одинок. Хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников. Без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна, и он знал это. И так до самой смерти…

 

     16 сентября 1498 года, Томас Торквемада скончался.

    За восемнадцать лет своей карьеры «инквизитором душ»  Торквемада «десять тысяч двести двадцать жертв сжег живыми, шесть тысяч восемьсот шестьдесят сжег фигурально после их смерти или по случаю их отсутствия и девяносто семь тысяч триста двадцать одного человека подверг опозоренью и исключению из службы на общественных и почетных должностях. Общий итог этих варварских казней доходит до ста четырнадцати тысяч четырехсот навсегда погибших семейств. Сюда не включены те лица, которые по своим связям с осужденными разделяли более или менее их несчастье и горевали, как друзья или родственники, о строгостях, постигших несчастные жертвы» (Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции).

     Если считать «очищением» в глазах Господа то, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании, то не слишком ли велика цена, заплаченная за это?

     Трагедия целой страны, последствия которой ещё чувствуются – цена «чистоты веры» ревностного католика. Торквемада — самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой организации. В двадцатом веке католическая церковь признала его преступником. Доминиканский орден отрекся от него, посмертно исключив из братства и, тем не менее, у него и сегодня есть поклонники.

     За дымом костров уже не разглядеть человека из плоти и крови, а лишь живое воплощение должности Великого инквизитора. Того, кто посылает людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души.

 


 

Архив Вестник К