Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Витрувианский человек

Витрувианский человек

De architectura libri decem (лат., «Десять томов по архитектуре») — самый древний и единственный трактат по теории архитектуры, целиком дошедший до наших дней с дохристианских времен. Он посвящен римскому императору Августу. Считается, что его автором был военный инженер римской армии по имени Марк Витрувий Поллион.             
Благодаря отсутствию других источников, манускрипт Витрувия был воспринят учеными, архитекторами и художниками как главная доктрина античной архитектуры. Многие из них систематизировали, переводили и публиковали труд Витрувия в иллюстрированных изданиях.             
Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям. По его мнению, совершенство человеческого тела проявляется, например, в том, что человека с широко расставлеными руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются темечка, пальцев рук и пяток. Более того, если попросить того же человека широко расставить ноги, то получится описать вокруг него окружность, центр которой совпадет с пупком.

Интересно, что оригинальный манускрипт Витрувия вообще не содержит иллюстраций, хотя ученые предполагают, что они там были изначально. Авторы изданий времен Возрождения иллюстрировали текст самостоятельно. Homo ad quadratum и homo ad circulum появлялись в самых разных вариациях как две отдельные иллюстрации закономерностей, описанных Витрувием.

И только у Леонардо Да Винчи два положения виртуозно совмещены на одном легком, прекрасно читаемом рисунке.

«Витрувианский человек», пожалуй, самый знаменитый и узнаваемый рисунок Леонардо да Винчи,  сделанный примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов.

 

На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

Витрувианский человек

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах  Витрувия, а именно: 

 

* кисть составляет четыре пальца

* ступня составляет четыре кисти

* локоть составляет шесть кистей

* высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)

* шаг равняется четырём локтям

* размах человеческих рук равен его высоте

* расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты

* расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты

* расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты

* максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты

* расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты

* расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты

* длина руки составляет 2/5 его высоты

* расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица

* расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица

* длина ушей 1/3 длины лица

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы.

 

С созданием рисунка витрувианского человека связывают одну их самых интересных легенд о плащанице.

 

В 1482 году великий итальянский художник Леонардо Да Винчи оставляет Флоренцию и в качестве гостя герцога Людовика Сфорца проживает долгих и плодотворных 18 лет в Милане. За это время в Милан с плащаницей несколько раз приезжают члены семейства Сфорца. Леонардо Да Винчи внимательно присматривается к Плащанице, и с 1490 по 1492 годы, по просьбе владельцев – реставрирует ее, что приводит к приданию плащанице ее настоящего вида.
Реставрируя Плащаницу, Леонардо вдохновленный совершенными пропорциями Иисуса Христа, невольно сравнивает его со своим телом и приходит в изумление — они примерно одного роста: (Большинство медицинских экспертов сходятся во мнении, что рост Человека на Плащанице равен 180 см.)
Совпадают даты реставрации Плащаницы — (1490-1492 г.г.) и создание Витрувианского человека — (1490-1492 г.г.)

В наше время витрувианский человек в версии Да Винчи уже не воспринимается как геометрическая схема человеческого тела. Он превратился, ни много ни мало, в символ человека, человечества и вселенной.


 

Архив Вестник К