Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Титаник: один год до века.

Титаник: один год до века.

Его называли «кораблем-мечтой», а он стал «кораблем-легендой». Кораблем, навсегда ушедшим в свой первый и единственный рейс.  Титаник. В морозную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года пассажирский лайнер затонул в Атлантике, унеся на дно 1513 человек, 711 человек спаслось.


В этом году исполняется 99 лет со дня его гибели. Уже не осталось никого в живых из переживших ту трагедию пассажиров или членов экипажа, но гибель корабля по-прежнему волнует современников. Писать историю «Титаника» не имеет смысла, она  давно расписана по минутам, за много лет обросла мифами и легендами, множа количество загадок и предсказаний,  отодвинув на задний план саму трагедию и превратив крушение лайнера в успешный бизнес-проект.

Миф 1. Предсказание гибели.
Самый грандиозный их всех мифов о Титанике, конечно же, известен  всем  — это роман Моргана Робертсона «Тщетность».
Суть мифа в том, что в 1898 году вышел в свет некий роман, где описывалось крушение гигантского корабля «Титан». Он, как и «Титаник», считался непотопляемым, но тоже столкнулся апрельской ночью с айсбергом, и точно так же не хватило шлюпок. И все параметры «Титана» (размеры, тоннаж, число пассажиров, команды…) почти идеально совпадали с характеристиками «Титаника», который к тому времени еще даже не был заложен на верфи. Автор умел заглядывать в будущее? Или же его пером водило само провидение?

 


Большой известности роман Робертсону тогда не принес. После 1898 года он не переиздавался вплоть до крушения лайнера «Титаник» в 1912 году. Потом автора объявили чуть ли не наследником Нострадамуса. Совпадениям плодов его фантазии с реальными фактам катастрофы можно просто изумляться. Сейчас «Тщетность» переиздается на английском языке чуть ли не к каждой годовщине гибели «Титаника». Американским издателям остается только рукоплескать. Тема «Титаника» после его крушения была очень популярна, и Морган Робертсон переиздает роман под новым названием «Тщетность — крушение «Титана» (англ. Futiliity — wreck of the Titan). К автору приходит слава. Все последующие переиздания «Тщетности» делались как раз по варианту книги образца 1912 года. Даже в 1998 году, к столетнему юбилею выхода «Тщетности», был издан вариант 1912 года.

 


Факты. В 1996 году энтузиасты из американского общества «Память «Титаника» разыскали и опубликовали небольшим тиражом оригинальный текст. Оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического «Титана» изменил так, чтобы максимально приблизить их к реальным размерам «Титаника». Поменял водоизмещение и мощность своего корабля и «убрал» с палубы паруса, которые присутствовали в первом варианте. Неизвестно: внес ли изменения в повесть Робертсон по своей инициативе или по настоянию издателя. Были в «Тщетности» и другие существенные отличия от реальной истории «Титаника», о которых ревнители мифа стараются молчать. В оригинале повести столкновения лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета. Безумный капитан «Титана» пытается установить рекорд по времени плавания из США  до Европы. Корабль идет на полном ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну, но не останавливается, чтобы подобрать выживших, и только потом «ловит» айсберг; главный герой и его любимая успевают с корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми медведями (!), но в итоге все заканчивается хеппи-эндом.

 

Вот 2 версии романа на русском языке: тут — оригинальное издание, увидевшее свет в 1898 году, тут — знаменитая переработанная версия 1912 года.

Миф 2. Сигналы «SOS».

Суть мифа в том, что до сих пор в день гибели «Титаника» в эфире можно услышать его отчаянные сигналы SOS. С точки зрения науки — это полный абсурд, но любители мистики считают, что радиосигналы с лайнера сумели «пробить» время благодаря некоей психофизической энергии, скопившейся у более чем 2000 человек на борту судна, ожидающих своей смерти.
15 апреля 1972 года радист американского авианосца «Теодор Рузвельт» принял слабый сигнал: «SOS… Титаник… тону… требуется помощь… мои координаты…». Указанная точка на карте соответствовала месту, где действительно затонул легендарный лайнер. Детмер связался с берегом, но оттуда ответили, что ничего не слышали. Однако радист заинтересовался и позднее в архивах военно-морского ведомства якобы обнаружил, что такой же сигнал принимали в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах — он повторялся каждые шесть лет. Детмер предположил, что в следующий раз его можно будет услышать 15 апреля 1978 года. И позднее даже утверждал, что ему удалось услышать, но моряку уже мало кто верил, потому что вскоре он попал в клинику неврозов в Балтиморе, но слухи о сигналах SOS  «Титаника» продолжают регулярно появляться.

 


Факты. Корабль столкнулся с айсбергом за двадцать минут до полуночи. Первое сообщение о помощи радисты «Титаника»  послали в эфир в 0.15, последнее — в 1.45, но ни разу в их посланиях слово «Титаник» не звучало. Общеизвестные позывные корабля были MGY. В то время вместо сигнала SOS в эфир уходило непонятное для нынешних моряков CQD. Поэтому сигнал о помощи звучал так: CQD (6 раз) DE (на радиослэнге означает слово «это») MGY (6 раз), далее координаты судна.
У «Маркони», чье оборудование стояло на «Титанике», сигнал бедствия на море был как раз CQD (Come Quick, Danger — c англ. «Идите быстрее, опасность»).
Хотя международный сигнал SOS к тому времени уже тоже существовал, но «Маркони» предпочитала свою систему и отказалась от нее только после гибели «Титаника».

 

Первый сигнал SOS услышал радист авианосца «Теодор Рузвельт» в 1972 году, но это судно вошло в строй ВМФ США только в 1986 году. В апреле 1996 года в канадской газете «Sun»появилась заметка об очередном сигнале SOS (опять SOS!, а не позывные по старой системе, банальный недостаток знаний иногда подводит жаждущих сенсации)  с «Титаника», полученном канадским судном «Квебек».


Миф 3. Айсберг и пробоина.
Суть мифа в том, что роковой айсберг прорезал в правом борту узкую, но очень длинную пробоину, протянувшуюся на сотню метров. Она вскрыла сразу пять отсеков судна, после чего откачивать воду было уже бесполезно. Что же это были за повреждения, которые погубили непотопляемый корабль? Всегда считалось, что пробоины, полученные в результате столкновения с айсбергом, были огромными.

 


Факты. В 1996 г. в очередной вояж к погибшему пароходу спустился батискаф «Наутилус», оснащенный ультразвуковым акустическим зондом. Занесенную илом носовую часть «Титаника» подвергли эхографическому тесту. Результат поразил: в правом борту никакой пробоины нет. Зато есть шесть идеально прямых, коротких (от 1,2 до 13,7 м) и очень тонких (шириной не более 10см) разрезов, идущих строго по линии стыка между листами обшивки.
Именно тогда возникло подозрение, что причина аварии кроется в заклепках, скрепляющих эти листы. «Позаимствовали» несколько штук из трех миллионов заклепок, вбитых в сталь «Титаника». При помощи алмазной пилы с них были сделаны тонкие срезы, позволившие проследить направление полос окалины в металле. Оказалось, что заклепки совершенно негодные, с опасно высоким уровнем окалины — около 9%. Было  высказано предположение, что айсберг просто скользнул по борту «Титаника», срезав непрочные заклепки и листы обшивки разошлись, как молния на сапоге. А что же со сталью корпуса?
Еще в 1994 г. кусок поднятой корабельной обшивки был передан в лабораторию канадского министерства обороны в г. Галифаксе и подвергнут испытаниям.

 


Заключение специалистов гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной; с большой примесью серы, что делало ее очень ломкой, особенно в ледяной морской воде. По мнению канадских ученых, это обстоятельство сыграло роковую роль в ночь на 15 апреля 1912 г., когда злополучный айсберг врезался в борт лайнера. Если бы обшивку «Титаника» изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы вовнутрь, и повреждения корпуса оказались бы не столь серьезными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасен или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени, достаточного для эвакуации большей части пассажиров.
В конце XIX в. началась замена прежнего способа производства стали — пудлингования — на новые,  более прогрессивные: мартеновский и конвертерный. В отличие от пудлингования, мартеновский способ позволяет четко и непрерывно контролировать химический состав получаемой стали. Если же корпус «Титаника» был сделан из пудлингованной стали, в ней могло содержаться все, что угодно. Прежде всего — сера, потому, что вплоть до начала XX в. в качестве руды, как правило, использовали железный колчедан. А поскольку пудлингование никак не гарантировало полного удаления серы, ее избыток мог остаться в металле — тот получался очень твердым, но ломким.
К сожалению, нет точных данных, каким способом, из чего и — что немаловажно – когда была выработана сталь, использованная при постройке «Титаника». Пудлингованную сталь продолжали выпускать, и стоила она, безусловно, гораздо дешевле, чем изготовленная мартеновским методом.  «Уайт Стар Лайн» спешила с постройкой, а «Титаник» требовал баснословных денег, которых, возможно, попросту пожалели и закупили дешевую сталь.
Сегодня такое судно просто не выпустили бы с верфи. С таким же успехом можно было построить корабль из фарфора и пустить его в плавание по северным водам. «Титаник» уже был обречен с самого начала и умудрился не затонуть ранее пятого дня плавания лишь благодаря спокойной воде.

Миф 4. «Титаник» или «Олимпик»: была ли подмена?
Суть мифа состоит в том, что катастрофа была запланирована для получения колосальной страховки и «Титаник» был подменен «Олимпиком» и именно последний покоится на дне Атлантического океана на глубине 3812 метров.
«Олимпик», сошедший со стапелей в Бельфасте, успел побывать в разных переделках. Самая серьезная из них — столкновение с британским крейсером «Ястреб» (капитаном на «Олимпике» был знакомый нам Эдвард Джон Смит). Суд признал виновным в столкновении экипаж «Олимпика», в результате чего владельцы компании «Уайт стар лайн» лишились прав на получение страховки, оценивавшейся в миллион долларов, — астрономической по тем временам сумме. Тогда-то якобы и родился дьявольский план: под видом «Титаника», который был как две капли воды похож на «Олимпик», пустить в плавание в Нью-Йорк именно «Олимпик». Капитану «Титаника» (то есть «Олимпика») Эдварду Смиту было дано задание идти на всех парах, даже в случае если корабль окажется в районе, где плавают айсберги.

 


Факты. Судоходная компания «Уайт Стар Лайн» приняла решение построить 3 корабля, для трансатлантических маршрутов – Олимпик, Британик и Титаник. Эти корабли должны были стать самыми большими, самыми роскошными и одними из самых быстрых пассажирских кораблей в мире. В начале века поток эмигрантов в Соединенные Штаты Америки постоянно возрастал, и их перевозка становилась довольно доходным бизнесом.
Первым в 1908 году был заложен «Олимпик» — корабль-близнец «Титаника». А в марте 1909 началось строительство и самого «Титаника». Оба корабля имели абсолютно одинаковые размеры. Различия между ними было очень мало, и внешне они были почти не заметными. Корабли были настолько похожи один на другого, что их снимки часто путали, а большинство фотографий, изображающих интерьеры «Титаника», на самом деле были сделаны на «Олимпике». Просто на «Титанике» успели мало что запечатлеть, ведь он отправлялся лишь в свой первый рейс. Поначалу все внимание публики, слава и восторги прессы доставались по праву первородства «Олимпику». Именно его спуск на воду превратился в событие, привлекшее внимание десятков тысяч людей. Все билеты на первый рейс «Олимпика» из Саутгемптона в Нью-Йорк были полностью проданы, чего нельзя сказать о первом и последнем рейсе «Титаника». И к счастью, что корабль был заполнен лишь наполовину — это в итоге уменьшило число возможных жертв катастрофы. Скорее всего, если бы не трагедия, унесшая 1500 жизней, то о «Титанике», сегодня, наверное, мало кто бы помнил, а много ли наших современников вообще что-либо знают о существовании того же «Олимпика», который проплавал до 1937 года?
В 1996 году все тот же «Наутилус» приблизился к огромному винту корабля, истина наконец-то была установлена. 401 — это был официальный номер «Титаника», что окончательно доказывало, что не «Олимпик» (его номер был 400) затонул в ту морозную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Очередной миф рассыпался в прах.

Миф 5. Отсутствие помощи.
Суть мифа состоит в том, что в ходе расследования, проведенного специальной комиссией, было, в частности, установлено: недалеко от того места, где тонул «Титаник», находилось судно, которое могло бы спасти многих пассажиров лайнера, но оно с потушенными бортовыми огнями быстро покинуло место кораблекрушения, не обращая внимания не только на радиосигналы, но и на многочисленные сигналы, подаваемые ракетами. Эксперты в один голос утверждали: это был пассажирский пароход «Калифорниен».

 


Факты. Трудно поверить, что Атлантика была настолько пуста, в море были десятки судов, но для опубликования результатов рассследования срочно был нужен кто-то материальный, предназначенный на роль «жертвенного агнца». Комиссия, которая расследовала обстоятельства гибели «Титаника», подошла к делу  поверхностно и предвзято, не учла ни показания офицеров и членов экипажа «Калифорниен», ни заявления капитана «Карпатии» Ростона, свидетельствующие о невиновности капитана Лорда. Зато с готовностью поверила показаниям одного из кочегаров «Калифорниен» Вильяма Ферта, продавшего репортёру нью-йоркской газеты сообщение о том, что он, якобы выйдя отдохнуть на палубу, отчётливо видел огромный пароход, узнал в нем «Титаник» и наблюдал его агонию. Эти показания подхватили все газеты, но никто не знал, что Ферт, наказанный капитаном Лордом, сводил с ним счёты, получив за свои откровения пятьсот долларов.
И комиссия пришла к заключению, что ближе всего к месту катастрофы был пароход «Калифорниен», что он находился в прямой видимости от «Титаника» и что «Калифорниен» был единственным судном, которое могло и должно было прийти на помощь гибнущему лайнеру.
Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из главных виновников гибели более чем полутора тысяч человек, находившихся на борту «Титаника», обвинив его в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море. А это обвинение является столь тяжким для любого моряка, что ставит крест на его профессиональной репутации.

 


Громы проклятий обрушились на голову несчастного капитана Лорда. Он был изгнан с флота и всю свою долгую жизнь тщетно пытался доказать, что не виноват в гибели людей.
Перед смертью Стенли Лорд попросил, чтобы его предсмертную исповедь зафиксировали в присутствии нотариуса не только письменно, но и на магнитофоне. Он снова повторил о своей непричастности к гибели пассажиров «Титаника» и уже слабеющим голосом сказал: «Я, Стенли Лорд, готовясь предстать перед Высшим Судьей, находясь в здравом уме и твердой памяти, перед всеми вами, стоя на пороге вечности, вновь заявляю, что не виновен в гибели несчастных людей на борту «Титаника».
В середине января 1962 года в маленьком городке Уолласи графства Чешайр капитан Лорд умер, а через несколько месяцев после его смерти Норвежское радио и телевидение оповестило мир о сенсационной исповеди и судовом журнале  капитана Хендрика Несса, также недавно умершего в возрасте восьмидесяти четырёх лет в маленьком рыбачьем городке на западе Норвегии.
Из этих документов следовало, что судно, которое неясным силуэтом промелькнуло на темном горизонте недалеко от места гибели «Титаника», было не «Калифорниен», а… «Самсон», который возвращался домой, в Норвегию, после нескольких месяцев браконьерского промысла на тюленьих пастбищах.

 


В сентябре 1963 года Нэсс дал интервью корреспонденту норвежского радио, в котором признался, что видел белые ракеты, запускаемые с борта «Титаника», но принял их за сигналы, подаваемые американским патрульным судном, которое гналось за браконьером «Самсоном» и только потом он понял, что это было на самом деле.
Нелёгкое бремя нес Хендрик Несс. Он внимательно читал газеты, следил за судебными отчётами. Всего лишь несколькими словами Хендрик Несс мог бы спасти честь и репутацию капитана Лорда, но он понимал, что в этом случае он сам будет обвинён в самом тяжком преступлении —  в неоказании помощи погибающим на воде. Страх перед осуждением и презрением земляков, всех моряков страны заставлял его молчать. Он знал, что несчастный Стенли Лорд живёт, всеми презираемый и отвергнутый… и всё-таки молчал. Молчал пятьдесят лет, и лишь за несколько дней до смерти решился, наконец, поведать людям правду о той трагической ночи.
Получив заверенные нотариусом признания Несса, члены Ассоциации работников торгового флота обратились к министру по делам транспорта Норвегии с ходатайством о пересмотре «Дела Стенли Лорда».
После долгих проволочек делу был дан ход, но ещё до этого в стране прошла кампания за реабилитацию Лорда. В конце концов, все обвинения, тяготевшие над ним полвека, были сняты и его имя реабилитировано полностью. Увы, посмертно.

Титаник сгинул в Атлантике почти сто лет назад, унеся с собой на дно полторы тысячи человеческих жизней. Да,  все люди смертны, но гибель тех, кто плыл на «Титанике» была намного страшнее самой смерти. Души умерших не скоро обретут покой. Да и как обрести покой им, отлетевшим без покаяния, в безумном ужасе и нечеловеческой муке; в несправедливой расплате за чужие ошибки и нечестную игру в «самый безопасный корабль на свете»?

 


 

Архив Вестник К