Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Соломон и царица Савская

Соломон и царица Савская

Библия не называет ее имени  –  в ней просто царица Савская, которая  противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса. Древнейшим упоминанием о царице Савской считается третья Книга Царств («Первая царей» у евреев) Ветхого Завета.  Она управляла сабеями – народом «Счастливой Аравии», лежавшей южнее Палестины. Около 2000 километров отделяли ее резиденцию от Иерусалима. Но кто она реальная историческая фигура или созданный легендами персонаж? Почему она отправилась в путь?

По легенде, Соломон узнал от удода о диковинной стране и правящей ею женщине несравненной красоты и мудрости. Царь отправил ей письмо с приглашением посетить Иерусалим. В случае неповиновения он обещал наслать на нее демонов (Соломон считался не только мудрецом, но и магом.). Царица Савская откликнулась на призыв грозного соседа.

Она ехала в Иерусалим, надеясь разрешить множество вопросов, касавшихся ее личной жизни, ее царства и ее народа. Она слышала о Соломоне как о человеке, чья слава и благоденствие страны всегда связывалась с именем грозного бога. Кому же поклоняется такой мудрый царь? Царица  – рассудительная и умная женщина, но еще она и дитя своего времени. Если бог иудеев принес стране процветание, а правителю всемирную славу, то почему бы не склониться перед подобным божеством? Ради этой цели она жертвует временем, средствами и удобствами.

Соломон, как мы знаем, был большим ценителем женской красоты. Он был потрясен  красотой Савской, но наряду с этим решил проверить, какие у царицы ноги. На этом моменте я остановлюсь чуть подробней.

В одной из книг Талмуда написано, что по убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола – козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем столь прекрасной и мудрой женщины скрывается сам нечистый. Тем более, что сама царица тщательно скрывала свои ноги под длинным одеянием, даже во время омовений.

Для проверки он построил павильон со стеклянным полом и запустил туда рыбок. Царица должна была пройти через этот зал, но, едва переступив порог, как и любая бы другая женщина на свете она инстинктивно приподняла платье. Соломон успел увидеть, что ноги царицы были человеческими, но покрытыми густыми волосами.

Эта же история встречается и в мусульманских источниках. Однако исламская версия легенды гласит: ноги Билкис действительно оказались козлиными – покрытыми шерстью и с копытцами вместо ступней. Попробуем примирить обе версии?

В преданиях Эфиопии царицу Савскую называют Македой, или Атия-Азеб. Считается, что она была из племени, которое приносило жертвы дракону. Наступила очередь Атия-Азеб: девушку привязали к кроне дерева, куда прилетал дракон. В тени этого дерева присели отдохнуть семь святых. Они решили помочь и убили дракона, но одна капля крови попала на пятку девушке, и ее нога превратилась в копыто. Племя избрало Македу своей предводительницей. Однажды она услышала, что в Иерусалиме правит мудрый царь, излечивающий людей от всех болезней. Преодолев тяжелый путь, предводительница переступила порог дворца Соломона, и ее нога сразу стала такой, какой была раньше. Полгода продолжался роман Соломона и Македы. Когда же выяснилось, что царица беременна, она покинула Иерусалим и вернулась в Сабу, где родила мальчика, ставшего родоначальником абиссинских правителей. Эфиопы называют его Бейна Хекемом («сыном царя»), или Менеликом. Достигшего зрелости, Менелика мать отправила в гости к отцу, дав ему на прощание, запечатанный сверток с портретом отца, но, строго наказав не распечатывать лика родителя до прибытия в Иерусалим, а точнее сделать это во время службы в главном храме города. Паренек видимо сильно опечалился, но материнский наказ исполнил в точности. И как, оказалось, правильно сделал – в свертке оказалось зеркальце. Парень стал оглядываться в поисках лица с наибольшим сходством. Дальше уже не столь интересно, если хотите, то можете просто представить картину «Возвращение блудного сына», но с присущим Соломону размахом.

Через какое-то время Менелик вернулся домой в сопровождении молодых иудеев на родину, привез в Эфиопию библейский Ковчег Завета с реликвиями. И, скорее всего, что  сей ценный артефакт, был попросту сворован, т.к. трудно представить Соломона, добровольно расставшегося с этой реликвией.  Жители города Аксум уверены, что Ковчег спрятан в каменной часовне самой большой церкви города и охраняет их родину на протяжении уже почти трех тысячелетий. Вот, собственно, история известна почти всем.

Правда, эту красивую историю несколько омрачают два вопроса: где же все-таки находилось Сабейское царство? И вообще, существовала ли царица Савская в действительности?

Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила – древнейшая  колыбель цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н. э. здесь жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на юго-западе Аравии возникли государства Хадрамаут, Катабан, Саба, Манн. Около середины I тысячелетия до н. э. наибольший вес приобрело здесь царство Саба, установившее контроль над главной торговой артерией Аравийского полуострова – «путем благовоний». Оно просуществовало под различными названиями полторы тысячи лет. Подлинных сведений о легендарной царице крайне мало. Мусульмане называют ее Билкис или Балкис. Известно, что она была дочерью «премьер-министра» загадочного царства Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время путешествия в Израильско-Иудейское царство, куда она отправилась для того, чтобы договориться о свободном проходе караванов с благовониями через вассальные ему территории. И, скорее всего она действительно была очень хороша собой и весьма умна, как и требовалось для исполнения этой миссии.

Арабы связывают имя царицы с йеменским городом Мариб, около которого находятся величественные руины занесенного песком древнего храма Аввама (храма Билкис). Археологические раскопки на территории Южного Йемена руин дворца показало, что примерно в 1000–950 гг. до н. э. здесь жила царица, совершившая поездку на север – в Аль-Кудс (арабское название Иерусалима). Кроме того, в религии этой страны божество солнца Шамс играло очень большую роль. (По легенде, жители Сабы поклонялись Солнцу и Луне.)        
Эфиопская версия о происхождении царицы Савской также не лишена смысла. Хотя сама Эфиопия находится в Африке, от Сабы ее отделяет неширокая полоска воды. Сабейцы, освоившие морской путь в Индию, могли легко преодолеть ее. Возможно, в древности эти две территории были тесно связаны между собой, составляя одно государство. Население Эфиопии считает, что царица Савская жила в городке Аксуме, недалеко от морского побережья. В национальном эпосе, где говорится о царствующих династиях, ведущих свое происхождение от знаменитой путешественницы, доказывая, что Македа (царица Савская) выехала к Соломону именно из Аксума, эфиопы ссылаются на Книгу псалмов, где прямо говорится о визите Македы в Иерусалим. Кроме того, в Эфиопии много религиозных обрядов, напоминающих семитские: соблюдение субботы; деление животных на чистых и нечистых; религиозные танцы; император Эфиопии именуется «царем Сиона».

Местное население говорит, что право составлять законы и толковать их дал потомкам иудейского колена левитов сын царицы Савской: он ведь и сам был наполовину иудеем. До сих пор существует небольшая обособленная религиозная группа абиссинских иудеев, считающих себя потомками лиц, прибывших с сыном Македы из Иерусалима. Называют они себя «фалаши», что означает «эмигранты». В Аксуме имеется несколько достопримечательностей, относящихся к легендарной царице. Прежде всего, это обелиск на центральной площади и могила самой Македы. Потомки царицы Савской и царя Соломона, как считается, правили страной до 1974 года, когда был, свергнут император Хайле Селассие.

А теперь факты.

Ни один из официальных документов за пределами Эфиопии не упоминает, что Ковчег Завета когда-нибудь покидал границы Иерусалима.

Первое эфиопское королевство вообще появилось только через 800–900 лет после предположительной даты жизни Соломона. Кроме того, во время правления мудрого царя происходило лишь становление Сабейского царства. Следовательно, оно не могло еще быть господствующим государством ни в южной Аравии, ни в Эфиопии.

В Коране говорится, будто во время посещения Соломона сабейскую царицу так поразил монотеизм, что она приняла ислам, но в 900 году до н. э. ислама еще не было. Таким образом, это не исторический, а выдуманный факт.

В ходе раскопок не было обнаружено ни одного свидетельства, которое могло бы стать научным аргументом в пользу того, что царица Савская была реальной исторической личностью.

Храм Аввам, основательницей которого предположительно могла являться царица Савская, был построен во второй половине VII в. до н. Значит, что он не имеет никакого отношения к загадочной правительнице, жившей в середине X века до н. э.

Никаких упоминаний о женщинах на троне нет, Скорее всего сабейцы просто не позволяли женщине занимать столь высокое положение.

Кем же была героиня известного библейского сказания, в котором переплелись исторические факты, фольклор и легенды? Существовала ли она в действительности? Жила ли в арабском Марибе? Являлась ли правительницей эфиопского Аксума? Может быть утверждение, будто династия эфиопских правителей берет начало от легендарной царицы – это всего лишь государственная пропаганда, миф, при помощи которого местные монархи пытались подтвердить законность своей власти?

Эта тайна не разгадана учеными до настоящего времени. В Книге Книг Билкис Савская продолжает существовать и поныне.


 

Архив Вестник К