Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Женщина тоже геймер

Женщина тоже геймер

На прошедшей недавно игровой выставке «Eurogamer Expo» произошла скандалёзная и очень показательная история. Мероприятие решил посетить видеоблогер Олажиде Олатунжи по кличке KSI, известный своими роликами из серии «Being Awkward», в которых он ставит незнакомых людей в крайне неудобные положения. В нашем случае данный персонаж занимался, в частности, тем, что оскорблял booth babes ради шутки, «лулзов»: одну из моделей он назвал «Massive Tits»; другой решил засунуть голову между грудей, чтобы изобразить мотолодку; у случайной посетительницы выставки он спросил: «What are you doing not fingering yourself?». Поведение этого человека крайне омерзительно, но, к глубочайшему сожалению, оно выражает определённый, довольно популярный в геймерской среде, образ мыслей, находит серьёзную поддержку среди зрителей. К счастью, организаторы выставки хотя бы догадались забанить KSI и не пускать его на все будущие мероприятия.

Давайте задумаемся, что вообще из себя представляет феномен booth babes на игровых выставках? Это механическое присовокупление к каждой рекламной витрине внешне привлекательных, полуобнажённых девушек от 18 до 20 с лишним лет для привлечения внимания к стенду и косвенного, искусственного повышения ценности продаваемого продукта. Вероятно, особенно хорошо этот метод влияет на бессознательное мальчиков пубертатного возраста, которые составляют приличную часть целевой аудитории игровых корпораций. Оскорбление, щупанье девушек-моделей часто воспринимается не как что-то из ряда вон выходящее, а как нечто естественное.

Подобное отношение обозначается термином «овеществление» (по-другому — реификация). Женщины-модели на игровой выставке рассматриваются как вещи, объекты, выполняющие определённую рыночную, маркетинговую функцию — отсюда вытекает соответствующее отношение («Они стоят здесь, чтобы продавать игры и развлекать нас!»). Человеческая сущность и человеческое существование испаряются — женщина превращается в товар, наподобие коробочки с диском или рекламного баннера. Феномен booth babes — это, безусловно, позор игровой индустрии! Очень хочется верить, что в ближайшие годы мы сможем преодолеть этот отвратительный пережиток прошлого в масштабах всего мира. Поведение же в духе KSI не может быть оправдано ни «лулзами», ни «откровенными» нарядами девушек — ничем.

Но давайте копнём ещё глубже. Кого самые серьёзные издатели самых серьёзных видеоигр зачастую считают целевой аудиторией своих «хардкорных» продуктов? Живущих в мрачном помещении прыщавых юношей-задротов с синдромом графа Дракулы (т. е. боящихся дневного света) и синяками под глазами! Кого в нашем обществе стереотипно считают «типичными геймерами»? Живущих в мрачном помещении прыщавых юношей-задротов с синдромом графа Дракулы и синяками под глазами! Разве это нормальная картина, отражающая реальное положение вещей? Не только устроенные в жизни взрослые люди, но и женщины всех возрастов выпадают из данного самовоспроизводящегося стереотипа.

Женщин чаще всего вообще не рассматривают в качестве «тру-хардкорных» игроков. «Этот шутер создан для настоящих мужчин!» Иные маркетологи пытаются выстраивать целый подсегмент рынка с «женскими» жанрами и «женскими» играми, основываясь, конечно же, не на данных науки, а на патриархальных стереотипах. В итоге мы слышим такие мнения: «The Sims» — это игра для девчонок!», «Социальные игры очень любят домохозяйки и офисные работницы», «Казуальные игры позволяют приобщать к геймингу ваших подружек!» Узнаёте птицу по полёту? Это же традиционное для капиталистических корпораций стремление разделять да властвовать — поддержание патриархата и патриархальных стереотипов в данном случае как нельзя кстати.

Разумеется, этот процесс является двусторонним, диалектическим, и сами молодые женщины начинают верить в подобные бредни, подстраивать личные вкусы под сегментацию рыночных маркетологов вопреки собственным чувствам, склонностям. Если же очистить общественные отношения от подобной дремучей шелухи, вытащить наружу уникальную личность каждого конкретного геймера вне зависимости от пола, гендера, то выяснится: некоторые мужчины тоже любят, скажем, «The Sims», «Animal Crossing» — и в этом нет ничего постыдного; некоторые женщины тоже любят кровавые стрелялки и запутанные стратегии, а не «предназначенные специально для девочек» приключения кукл Барби или квесты про Нэнси Дрю; женщины тоже любят и умеют играть, тоже могут быть «хардкорщицами», не становясь от этого «неправильными, мужиковатыми задротками».

Много ли вы вспомните примеров авторитетных, хорошо известных в русскоязычной геймерской среде женщин? Полина Малахова, Света Круцких… Их не так много, как мужчин ровно потому, что мы не создали для них аналогичные социокультурные условия. Да в самой игровой индустрии, в среде разработчиков наблюдается явный дефицит женских кадров. Если брать сетевые сообщества, то видно, как некоторые девушки банально стесняются на игровых форумах, а мы не продвигаем их, не обозначаем женское представительство как норму, продолжаем произносить явные и неявные оскорбления, консервирующие дискриминацию («Ты неплохо играешь в «Couter-Strike»… для девчонки»).

Напоследок расскажу вам о широко известном примере перевёрнутости с ног на голову. Знаменитая серия «Tomb Raider» является в сущности одной из самых феминистских в игровом мире. Главная героиня — сильная, независимая, самостоятельная, образованная, состоявшаяся в жизни женщина (правда, аристократка, если вводить классовую составляющую), которую герои-мужчины воспринимают как равную себе. Замечательный, казалось бы, посыл, но… при производстве первой части серии кто-то вмешался и предложил сексисткую мысль: многократно увеличить грудь Лары Крофт — после чего игру естественным образом начали позиционировать на рынке как продукт, привлекательный для сексуально созревающих или созревших юношей. Многие ли женщины увидели феминисткий подтекст игры, стали в связи с этим преданными фанатками сериала? Многие ли мужчины всерьёз размышляли над феминистским образом Лары? Есть над чем подумать.

Игры делаются по-преимуществу мужчинами и для мужчин; женщин-героинь первого плана в играх относительно мало; женщины в игровых мирах очень часто символизируют собой патриархальные, сексистские стереотипы; и прочее, прочее… Исправлять этот серьёзный перекос очень трудно, но жизненно необходимо. Женщин, играющий в видеоигры, всё ещё недостаточно много, несмотря даже на тот факт, что в последние годы гендерное расслоение геймеров медленно начинает выправляться.

Уважаемые женщины, молодые и не очень, не стесняйтесь играть, если хочется, не стесняйтесь играть именно в то, что больше нравится, — никаких запретных игр «только для мужчин» нет, хотя абсолютное большинство игр и создаются именно для них, без учёта ваших интересов и почти без нормальных героинь, с которыми вы могли бы себя ассоциировать. Не принимайте навязываемую, карикатурную роль так называемой «девушки-геймера» (girl gamer).
Разработчики, издатели, маркетологи, пиарщики, игрожуры, «хардкорщики» и «задроты», помните: женщина тоже геймер!


 

Источник

 

Архив Вестник К