Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ Полезное
1Вт
2Ср
3Чт
4Пт
5Сб
6Вс
7Пн
8Вт
9Ср
10Чт
11Пт
12Сб
13Вс
14Пн
15Вт
16Ср
17Чт
18Пт
19Сб
20Вс
21Пн
22Вт
23Ср
24Чт
25Пт
26Сб
27Вс
28Пн
29Вт
30Ср
31Чт
декабря 2020
• Личный кабинет
Логин: (регистрация?) Пароль: (напомнить?)
• РЕГИСТРАЦИЯ
Свежие статьи Самые свежие статьи Вестника К

Полицейский из Подмосковья работал на ЦРУ, воевал в Донбассе и сел на 13 лет за госизмену. Мы с ним поговорили...

Мы выяснили у сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца, смогут ли теперь арестованные кандидаты продолжать борьбу за участие в осенних выборах.

Одна из самых запоминающихся участниц московского протеста — 17-летняя Ольга Мисик. Мы с ней поговорили...

Московские суды арестовали 29 июля не менее 40 человек, задержанных на акции протеста 27 июля, сообщает «ОВД-Инфо». Полный перечень решений можно посмотреть...

Зачем Россия отправляет в Венесуэлу военных советников и других специалистов...

• Реклама
О веселом Отдохни с Вестником

Собрали для вас примеры импортозамещения из России и дружественных республик. Глядя на них, хочется то ли плакать, то ли смеяться.

15 мая на аукционе Christieʼs в Нью-Йорке была продана скульптура «Кролик» американского художника Джеффа Кунса. Цена лота составила 91 075 000 долларов — это новый аукционный рекорд для работы ныне живущего художника.

Работа Клода Моне из серии «Стога сена» продана на аукционе Sothebyʼs в Нью-Йорке за 110,7 миллиона долларов. Это рекорд аукционной цены для картин этого художника.

Елена Фернандес из Сальвадора, Бразилия, открыла свой маленький тату-салон и тут же получила невероятную популярность среди местных жителей...

• Новости мира
Китайский зонд «Чанъэ-5» совершил успешную посадку на Луну
Китайский зонд «Чанъэ-5» совершил успешную посадку на поверхность Луны, сообщает китайский государственный телеканал CGTN со ссылкой на Национальное космическое управление КНР.

Bloomberg: Азия заказала «армаду» из танкеров с американской нефтью
Около двадцати танкеров с американской нефтью направятся в этом месяце в Азию, сообщило агентство Bloomberg. Отмечается, что суда были зафрахтованы различными компаниями, чтобы доставить сырую нефть ...

Лавров ответил на заявление Санду о выводе миротворцев из Приднестровья
Накануне избранный президент Молдавии Майя Санду заявила, что российских миротворцев нужно вывести из Приднестровья и оставить вместо них гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ.


Каким мог быть «Запорожец»      

Информация к новости
  • Просмотров: 2378
  • Комментариев: 0
  • Автор: Бэкки
  • Дата: 23-04-2015, 16:31
  • В закладки:
  • 0
23-04-2015, 16:31


С 1951-го года советские инженеры и дизайнеры активно и страстно работали над необычными для отечественного автопрома конструкциями: заднемоторными автомобилями, в том числе вагонной компоновки. С появления первого образца прошло почти десятилетие...

От романтизма к реализму

Первые серийные ЗАЗ-965 «Запорожец» бывший комбайновый завод «Коммунар» собрал 20 ноября 1960 года. Сбылось то, о чем мечтали конструкторы и дизайнеры, в частности, Юрий Аронович Долматовский, много сил положивший на продвижение заднемоторной компоновки в жизнь. Недорогой и вполне жизнеспособный автомобиль с двигателем воздушного охлаждения, установленным сзади, стал серийным. Инженеры надеялись: это только первый шаг.

Серийному производству «Запорожца» предшествовали драматические события. В середине 1950-х те, кто с энтузиазмом работали в НАМИ над «Белкой» — компактным заднемоторным вагончиком, — узнали две новости: плохую и немного получше. Первая — «Белку» серийно выпускать не будут. Вторая — народному автомобилю быть, но делать его надо на основе зарубежных технических решений.

1. «НАМИ-031» — один из опытных образцов, созданных на пути к новой мотоколяске для инвалидов. 2. Один из вариантов облагораживания «инвалидки», предложенный НАМИ

В большом конструкторском зале МЗМА появился «распотрошенный» кузов Fiat-600, с которого копировали силовые элементы кузова будущего ЗАЗ-965, а пока «Москвича-444». Ведущий конструктор машины С.Н. Лбов сдерживал творческие порывы молодых инженеров, призывая их сначала научиться грамотно копировать. И был, кстати, прав.

Поначалу на «Москвич-444» смонтировали 650-кубовый мотоциклетный мотор мощностью 17,5 л.с., пробовали и аналог от немецкого BMW 600. Одновременно в НАМИ создали внешне похожие на экспериментальный «Москвич» модели «НАМИ-059» и «НАМИ-060» с 22-сильным мотоциклетным агрегатом объемом 750 см.

Но инженерам было понятно: время двухтактных и не слишком долговечных мотоциклетных моторов в применении к автомобилям проходит.

Прототип «НАМИ-059» оснащали еще мотоциклетным мотором

К слову, у Fiat 600 был полноценный рядный 4-цилиндровый двигатель, а у Volkswagen — оппозитный агрегат воздушного охлаждения. Похожий двигатель объемом 750 см и создали в НАМИ. Но в серию он не пошел.

По одной из версий, причиной отказа от оппозитника стало то, что машины с мотором, скопированным с Volkswagen, могли запретить продавать в европейских странах. Объяснение — сомнительное. Но, так или иначе, выбрали агрегат V4 объемом 0,75 л и мощностью 23 л.с.

Серийный «ЗАЗ-965 «Запорожец» в экспортном исполнении

В общем, получился вполне приличный автомобиль: 23-сильный мотор, четырехступенчатая коробка передач, 13-дюймовые колеса, эффективная (правда, не слишком надежная) печка.

Наконец-то, нормальный автомобиль получили и инвалиды. Впрочем, некоторым из них приходилось довольствоваться куда более примитивной машиной. В 1958 году в Серпухове начали производство модели «С-3А» с 350-кубовым 8-сильным двигателем. Не бог весть что, но все-таки лучше совсем уж убогой трехколесной повозки, выпускаемой ранее.

Кстати, в НАМИ подготовили опытные образцы более совершенных мотоколясок с жесткой крышей. Но, увы, серийно чуть более комфортабельный автомобиль в Серпухове стали строить лишь в 1970 году.

Серийный «С-3А» был менее привлекателен, чем прототипы, но все же лучше, нежели предыдущая трехколесная повозка

А что же о вагонной компоновке забыли? Нет, романтические порывы наших инженеров и дизайнеров не иссякли...

Два берега

На новый завод в Запорожье, как обычно и бывало в СССР, приехали работать молодые специалисты, которым скучно было лишь выпускать и совершенствовать «горбатый» «ЗАЗ-965». Их творческие порывы совпадали с общим направлением нашего автопрома: страна, которая вот-вот догонит и перегонит Америку, должна выпускать более «взрослые» (хотя бы внешне!) автомобили.

1. Серийное производство NSU Prinz 4 начали в 1961 году. 2. Серийные «ЗАЗ-966» и «ЗАЗ-968» были похожи на NSU куда больше, чем первый прототип, сделанный в Запорожье в 1961 году

Уже в 1961 году появился прототип «ЗАЗ-966» с кузовом, формами напоминающим более солидные «полноценные» автомобили.

Запорожская машина походила на немецкий заднемоторный NSU Prinz 4, дебютировавший тоже в 1961. Впрочем, сходство прототипа «ЗАЗ-966» и немецкого аналога вовсе не разительное, а вот по пути к конвейеру наша машина, действительно, все больше стала напоминать немецкую.

Прототип «ЗАЗ-966», 1961 год

Можно с большой долей вероятности предположить, что основа у обоих была одна — американский Chevrolet Corvair. Кстати, такой автомобиль в НАМИ был, и именно его наши инженеры изучали, борясь с перегревом мотора «Запорожца».

1. Автомобильный диссидент по-американски — заднемоторный Chevrolet Corvair. 2. Заднемоторный Chevrolet Greenbrier на базе модели Corvair.

Сенсационный американский заднемоторный седан с оппозитным 6-цилиндровым двигателем представили в октябре 1959 года. В историю он вошел, в том числе, благодаря книге американского журналиста Ральфа Найдера «Опасен на любой скорости», в которой автор доказывал, что автомобиль с неудачной подвеской склонен к перевороту.

Естественно, за эту книгу, как на доказательство «загнивания» западного автопрома, ухватились наши авторы, в том числе Долматовский. Corvair склоняли в нашей печати довольно долго. А между тем, охаянный Найдером автомобиль неплохо продавался в разных версиях и был в производстве до 1965 года.

«С-3Д» делали с 1970 года и вплоть до начала 1990-х, когда такая машина выглядела уже динозавром

С благословения директора завода Ю.В. Данилова и при активном участии главного конструктора Ю.Н. Сорочкина, приехавшего в Запорожье с ГАЗа, молодые инженеры и дизайнеры активно занялись машинами вагонной компоновки.

Предполагали делать целую гамму автомобилей на узлах серийного «Запорожца» с двигателем в 30 л.с.: пикап, фургон, минивэн (такого термина тогда, правда, еще не было). Причем как в заднеприводном варианте («ЗАЗ-970»), так и с подключаемыми передними колесами — «ЗАЗ-971».

Линейку должен был дополнить автомобиль с упрощенным кузовом и брезентовым верхом, рассчитанный на сельских жителей и, разумеется, военных. Сделали опытные образцы, которые даже прошли первый этап испытаний.

1. Прототип семейства «ЗАЗ-970» с мотором сзади. 2. В обширном вагонном семействе «ЗАЗ-970/971» планировали и пикап. 3. Полноприводный сельско-армейский «ЗАЗ-971Д»

Пресса поспешила сообщить: вот-вот начнут серийное производство. Но завод просто не мог поставить на конвейер вторую модель, к тому же готовился к выпуску ЗАЗ-966, который, к слову, шел к конвейеру долгих пять лет. Прототипы отправили на свалку, а идеи...

А идеи еще продолжал развивать все тот же неутомимый Долматовский...

Из авангарда в арьергард

Перейдя из НАМИ во Всесоюзный Институт Технической Эстетики, основанный в 1962 году, Долматовский принялся воплощать свои мечты в пластике и металле на новом уровне.

К слову, тогда в СССР техническая эстетика (термина дизайн еще не было) стала модной темой. О «красоте вещей», в том числе машин в широком понимании этого слова писали не только в журналах, но и книгах!

1. У заднемоторного вагончика Fiat 850 Familliale, производство которого начали в 1964-м, был предшественник — знаменитый Fiat 600 Multipla.  2. После полного перевода производства заднемоторных Volkswagen в Бразилию, одним из заднемоторных долгожителей в Европе, помимо нашего «Запорожца», оставался Fiat 126P, который в Польше делали до второй половины 1990-х.

Уже в 1964 году построили прототип «ВНИИТЭ-ПТ» (перспективное такси) — минивэн с мотором «Москвич-408», установленным сзади, и радиатором спереди. Вместительный вагончик выглядел не просто свежо, а авангардно. Британские журналисты назвали автомобиль «самым современным такси в мире»!

Машину выпустили даже на опытную эксплуатацию. Но необычная конструкция со стеклопластиковым кузовом обречена была остаться ярчайшей страницей истории нашего автопрома и... лишь единственным прототипом. Для серийного производства автомобиль был абсолютно не технологичен, к тому же, у заводов хватало своих, более земных забот.

Футуристический «ВНИИТЭ-ПТ» — плод советского автомобильного романтизма 1960-х, к счастью, сохранился до наших дней

Однако еще через три года неугомонный Долматовский вместе с группой сотрудников ВНИИТЭ построил еще один, как сказали бы теперь, концепт-кар компоновочно близкий к перспективному такси. Вагончик «ВНИИТЭ-Макси» массой всего 650 кг с установленным сзади 30-сильным мотором ЗАЗ был призван продемонстрировать, насколько подобная схема делает микроавтомобиль вместительней обычных аналогов. Но...

«ВНИИТЭ-Макси» 1967 года закрыл яркую страницу истории нашего автоавангарда

Романтическая эпоха советского автопрома, продолжавшаяся примерно полтора десятилетия, закончилась. На повестке дня стояло увеличение производства и строительство нового огромного завода на Волге. Места для перспективных наработок оставалось все меньше, да и эпоха заднемоторной компоновки постепенно уходила.

Источник





Вернуться   ==   Сообщить об ошибке? ==  Просмотров: 2378  ==  Комментариев: 0    Автор: Бэкки


Дорогие друзья! У нас появилась официальная группа вконтакте: http://vk.com/vestnik_k - теперь следить за нашими новостями еще удобнее!
поделиться с друзьями     
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем, чтобы получить доступ ко всем ресурсам сайта.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • На Главную
  • Реклама
    Новости мира
    Китайский зонд «Чанъэ-5» совершил успешную посадку на Луну
    Китайский зонд «Чанъэ-5» совершил успешную посадку на поверхность Луны, сообщает китайский государственный телеканал CGTN со ссылкой на Национальное космическое управление КНР.

    Bloomberg: Азия заказала «армаду» из танкеров с американской нефтью
    Около двадцати танкеров с американской нефтью направятся в этом месяце в Азию, сообщило агентство Bloomberg. Отмечается, что суда были зафрахтованы различными компаниями, чтобы доставить сырую нефть ...

    Лавров ответил на заявление Санду о выводе миротворцев из Приднестровья
    Накануне избранный президент Молдавии Майя Санду заявила, что российских миротворцев нужно вывести из Приднестровья и оставить вместо них гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ.

    Вверх
    Вверх