ноября 2018

«Личная гвардия» президента построилась на Рублевке...

Учительницу приговорили к шести месяцам тюрьмы и штрафу 500 миллионов рупий (34 355 долларов). Правозащитники назвали такое решение суда «пародией на правосудие».

В Симферополе арестован руководитель научного-производственного комплекса (НПК) «Дедал», входящего в структуру «Росатома». Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на ФСБ.

В Санкт-Петербурге дважды за неделю закрасили памятную табличку «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» на Невском проспекте.

Ежегодно от пуль браконьеров в мире погибают около 10 тысяч слонов. Печальная статистика говорит о том, что через десятилетие в Африке их может вообще не остаться. Но все же есть страны, в которых о гигантах заботятся. Одна из них — Кения. Там даже есть приют для маленьких слонят.

Дорогие дамы, господа и их дети! В эфире вновь ваша любимая рубрика "Так жить нельзя"! Я знаю, вы скучали. Ваши глаза зажили и снова начали видеть. Ваши мысли успокоились, вы перестали просыпаться от ночных кошмаров. Но сегодня мне придется нарушить идиллию. Опять кровь из глаз, опять ночные кошмары... Поэтому лучше не заходите под кат, ведь назад дороги не будет...

Мозаика с изображением пловца и чайки на брандмауэре бассейна в Нижнем Новгороде не пережила капитальный ремонт здания. Но этим дело не закончилось...

Пловца с чайкой решили вернуть!

Каждый год журнал Time готовит рейтинг из ста самых красивых зданий и объектов, построенных за последние годы по всему миру. Так что рекомендуем наносить точки на карту и при случае ехать и лично смотреть на то, какой должна быть хорошая и качественная современная архитектура...

Наша планета на две трети покрыта водой, и климатологи опасаются, что в связи с глобальным потеплением площадь суши еще уменьшится. Поэтому идея городов на воде становится актуальной. В том числе и потому, что эти города обещают свободу.

• Дата: 5-08-2017, 16:31
5-08-2017, 16:31

• Вестник К
  • Общество
  • Наука и Бизнес
  • »
  • Ученые отредактировали геном эмбриона — и избавили его от генетического заболевания. Скоро наследственные болезни уйдут в прошлое?

2 августа издание Nature опубликовало статью группы южнокорейских и американских ученых: под руководством Шухрата Миталипова им удалось избавить эмбрион человека от дефектного гена, приводящего к развитию тяжелого заболевания — гипертрофической кардиомиопатии. Это не первая попытка редактировать человеческие эмбрионы.

Так выглядят результаты успешного введения в яйцеклетку редактора Cas9 и сперматозоида

В июне 2017 года появились результаты схожей работы китайских ученых, однако ее нельзя было назвать особенно успешной. Обе группы исследователей использовали технологию CRISPR-Cas9, которая позволяет найти в ДНК нужный ген и удалить или подправить его.

Доктор биологических наук профессор Сколковского института науки и технологий и университета Ратгерса в США Константин Северинов объясняет, как действовали исследователи и что означает их успех для будущего медицины.

Что сделали ученые?

Они успешно отредактировали геном человеческих эмбрионов в лабораторных условиях. В клетках нашего тела содержатся по две копии большинства генов. У людей с гипертрофической кардиомиопатией одна копия гена под названием MUBPC3 нормальная, а другая — с мутацией. В половых клетках (сперматозоидах или яйцеклетках) остается только одна копия каждого гена. В исследовании ученые использовали сперму мужчины с гипертрофической кардиомиопатией, и в ней, соответственно, половина сперматазоидов была нормальная, а половина — с мутацией. В результате 50 процентов эмбрионов, полученных с помощью этой спермы, имели мутантный ген, а другие 50 процентов — нет. Таким же был бы процент здоровых детей и детей с гипертрофической кардиомиопатией, рожденных от этого мужчины. После редактирования зигот (оплодотворенных яйцеклеток) здоровых эмбрионов стало не 50 процентов, а 72 процента. Другими словами, почти половину зигот с мутацией удалось отредактировать. Если бы пара, в которой один или оба партнера имеют гипертрофическую кардиомиопатию, решила родить ребенка без этой болезни, редактирование сильно бы повысило их шансы. Процедура бы состояла в обычном экстракорпоральном оплодотворении (процедура, при которой в матку женщины подсаживают эмбрион, полученный в результате оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом в лаборатории — прим. Ред.), но с дополнительной стадией редактирования, чтобы увеличить число эмбрионов без мутации.

Это прорыв?

Да. В более ранних работах китайские ученые использовали CRISPR-Cas9, чтобы справиться с генетическими болезнями крови. В целом их эксперименты нельзя было назвать вполне удачными. Одна из причин, по-видимому, была в том, что редактор доставлялся в яйцеклетки не вместе со сперматозоидом, а позже — когда ДНК сперматозоида был уже внутри — и началось копирование родительских генов. В только что оплодотворенной яйцеклетке каждый ген представлен одной материнской и одной отцовской копией. Через некоторое время копий ДНК становится больше — последовательно в два, четыре раза и так далее. Чем больше копий мутантного гена, тем хуже идет редактирование.

Когда число генов удваивается, яйцеклетка делится. Если во время первого деления одна копия отцовского гена оказалась отредактирована, а другая — нет, то эмбрион, а, в конечном счете, и взрослый организм будут мозаичными: половина клеток будет иметь мутантную копию отцовского гена, а половина — отредактированную.

Авторы новой работы показали, что, если вводить в яйцеклетку редактор Cas9 одновременно со сперматозоидом, мозаичность существенно снижается, то есть «исправленный» вариант гена присутствует почти во всех клетках эмбриона.

Что можно лечить с помощью этой технологии?

Описано большое количество моногенных генетических заболеваний. Все оно довольно редкие и возникают из-за мутации («поломки») в каком-то одном гене. Это, например, муковисцидоз, серповидно-клеточная анемия, гемофилия и талассемии. С помощью технологии эмбрионального геномного редактирования теоретически мы можем предотвратить появление людей с такими заболеваниями. Но есть масса заболеваний, вызванных мутациями в множественных генах. Теоретически для вылечивания таких заболеваний с помощью CRISPR-Cas9 нужно просто ввести в клетки редактор, который запрограммирован узнавать не одно место в ДНК, а несколько. Такое мультиплексное редактирование можно осуществить на практике. Но проблема в том, что для подавляющего большинства этих полигенных заболеваний точные комбинации генов/мутаций, ответственных за заболевание, не известны. Например, мы знаем, что у шизофрении есть генетическая подоплека, но полный набор генов, ответственных за шизофрению, неизвестен. С другой стороны, есть болезни, генетическая природа которых известна очень хорошо, например, синдром Дауна, вызванный наличием лишней хромосомы, но лечить такое состояние с помощью CRISPR-Cas9 невозможно даже теоретически.

Эмбрионы через несколько дней после введения сперматозоида и редактора Cas9

Чем потенциально опасен этот метод, если его станут применять в медицине?

Ничем особенно не опасен, если соблюдать необходимые предосторожности. В более ранних опытах редактор оказывался недостаточно точным: кроме изменения в нужном месте ДНК во многих эмбрионах обнаруживались нежелательные мутации. Они возникали из-за того, что редактор делал свою работу в неправильных, незапрограммированных местах.

Эта работа показывает, что можно подобрать условия, когда редактирование проходит точно: последовательности ДНК, которые ученые не хотят изменять, остаются не измененными. А значит, если бы из отредактированных эмбрионов вырос человек, то он ничем не отличался бы от не отредактированного, с той лишь разницей, что у него или у нее не было бы кардиомиопатии, которая гарантированно появилась бы без редактирования.

Далеко ли до «дизайнерских детей»?

Сейчас мы более-менее понимаем простые генетические болезни. Все остальные видимые глазом свойства нашего тела (рост, вес, толщина ногтей), а тем более интеллект или спортивные способности определяются сложной комбинацией очень многих генов. Каких именно — мы не знаем. Кроме того, на развитие таких свойств очень сильно влияет среда, воспитание, образование и другие факторы. Допустим, я хочу высокого ребенка, а сам — коротышка. Безусловно, есть гены, которые ассоциированы с ростом, можно даже что-то пытаться редактировать и подкручивать. Но если этого ребенка не будут нормально кормить, то он все равно вырастет маленьким.

Что дальше?

Дальше требуется проводить исследования на безопасность, и это долгая история. Конечная цель — вылеченные дети. Сейчас такие опыты запрещены. Но на мой взгляд, прогресс в этой области не остановить, это просто вопрос времени. Первые практические применения технологии редактирования будут в сельском хозяйстве: для инжиниринга сельскохозяйственных животных и растений с улучшенными товарными свойствами. Формально, такие животные могут быть отнесены к ГМО.

В России такие опыты будут проводиться?

Прорывных работ в этой области из российских лабораторий ожидать не стоит. В России подобные работы ограничены недавно принятым ретроградным законом о ГМО. Кроме того, они крайне затруднены неразвитой инфраструктурой и общим очень значительным отставанием в сфере современных наук о жизни. Так что остается радоваться успехам команд, работающих под руководством наших бывших соотечественников (Шухрат Миталипов из Орегонского университета — выходец из Казахстана — прим. Ред.).

Вернуться   ==   Сообщить об ошибке? ==  Просмотров: 945  ==  Комментариев: 0    Автор: Бэкки