Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Рождение звука

Рождение звука

А теперь поговорим о производстве. Для удобства, весь технологический процесс был разделен на несколько шагов и показан отдельно для разных типов сплавов. Как вы уже могли заметить виды промышленного производства сырья для тарелок можно разделить на два способа: на то, как делают В20 и как делают все остальное.

Шаг первый: болванка В20
В20 из-за своего своенравного характера не производится в промышленных масштабах, просто за своей ненадобностью. Потому каждому производителю приходится самостоятельно готовить его. Естественно в зависимости от масштабов производства немного меняется и сама технология литья. Вот как это происходит на маленьком турецком заводике: перво-наперво из мотков проволоки (оловянно и медной) формируют несколько больших комов с нужным содержанием обоих металлов, далее их сплавляют в тигле. В качестве форм используются тигли поменьше, напоминающие небольшие сковороды. В них вливают кипящую морскую воду, вводят в неё кое- какие необходимы добавки (естественно крупные производители не турки и не уповая на матушку природу самостоятельно готовят необходимый рассол), и, начинают разливать в форму расплавленный металл. После его застывания образовавшиеся бронзовые блины, еще совсем непохожие на тарелку, вынимают из форм, дают им остыть и отправляют дальше. На крупном производстве вместо проволоки используют небольшие металлические болванки, которые в нужной пропорции помешают в плавильню. Следующее отличие в том, что работники не уповая на матушку природу самостоятельно готовят необходимый рассол используемый для охлаждения. Естественно процесс автоматизирован, имеет более пристойный вид, нежели у турок, соответственно и болванки получаются более правильной блиновидной формы. Болванки отливают из разной толщины и размера, в зависимости от того чем ей придется стать в будущем, маркируют на них тип и размер будущей тарелки и отправляют в следующий цех.

Все остальное (B8, B10, B12)

«Все остальное» в большинстве своем производится простым прокатным способом. То есть изначально на фабрике из расплавленного металла отливают болванки, которые пропускаются через метало прокат и доводятся до разных толщин. Затем парни из какой-нибудь тарелочной фирмы звонят ребятам на завод и говорят мол «Эй, у вас есть В8 толщиной 1,5 мм?» они говорят «Да, конечно есть, и 1,4мм и 1,6мм, все есть». Далее эти самые листы совершают путешествие на свой следующий завод, где они метаморфируют из болванки в тарелку.
Шаг второй: Он заключается в придании формы.
В20

Маленькие толстые болванки вновь отправляют в печь, где из-за высокой температуры они деформируются, приобретая форму блинов нужной толщины и диаметра. Далее их помещают под
пресс где формируется профиль тарелки, колокол и отверстие в нём, затем бесформенные края обрезаются и тарелка приобретает нужный диаметр, но опять немного деформируется. На этом пути болванок из маленького турецкого завода и большой фабрики вновь расходятся. Первая идет в следующий цех, а вторая вновь помещается под гидравлический пресс уже окончательно формирующий профиль будущей тарелки. В этом и есть основное отличие обработки В20 в заводских и традиционных условиях – на заводе тарелки формуются при помощи пресса, а проковка используется для формирования звуковых качеств и необходимого эстетического внешнего вида, в то время, как именно ковка традиционно использовалась для формирования профиля тарелки.

В8, В10, В12 и все остальное 

Из листового металла, поступившего на завод, вырезают болванки нужного диаметра. Далее в зависимости уровня серии обработка немного розниться. Тарелки ученических серий просто помещают под гидравлический пресс, придающий тарелке необходимый профиль и следы от «ковки» и «проточки». Другой распространенный способ придания формы при помощи станка напоминающего токарный – болванку надевают на станок, ось вращения тарелки вдета в слепок нужной формы, далее тупым резцом от купола к краю болванка вдавливается на него, одновременно им же наносятся следы пседопроточки. Тарелки покруче также отправляют под пресс, но на этой стадии им лишь предаётся нужный профиль.
Ковкие сплавы хорошо переносят проковку и прессовку, причем в зависимости от температуры при которой тарелка проходила обработку меняются её звуковые качеств.

Типы обработки
Сейчас, после литья или штамповки все тарелки одинаковые, но в зависимости от того на какой тип обработки в дальнейшем производстве будет сделан акцент, что во многом зависит от серии или производителя, тарелка приобретет свои уникальные звуковые качества.
Ковка
Ковка имеет несколько целей. Она является ключевым моментом при производстве тарелок из сплава В20, так как конечная форма после отливки придаётся тарелке при помощи проковки её специальным молотком. Проковка болванки, выполненной из листовой бронзы, формирует основные звуковые качества будущей тарелки, такие, как атаку и сустейн.
Всего можно выделить три основных способа ковки тарелок:
«Псевдо ковка», как уже говорилось раньше, совершается простым прессом. Одно нажатие – и на тарелке сформированы все нужные вмятины. Естественно при таком процессе производства тарелка теряет всякую индивидуальность, тон будет более высокий и чистый, по звучанию тяготеющий к простому листу металла. Барабанщики обычно именуют подобное звучание «кастрюльным» – очень верное, кстати, определение.

Второй вид ковки осуществляется программируемыми станками. Тарелка крепится на наковальне, и затем машина начинает по определенному заданному алгоритму, один за одним, наносить удары. Визуально тарелки прокованные машиной легко отличимы от прочих, за счет равномерности и формы вмятин – они все правильные и одинаковые, металл продавлен на равную величину, удары образуют на поверхности тарелки равномерный легко различимый рисунок, в частности, как на тарелках серии Z custom у Zildjian. Такая обработка используется всеми современными фирмами, такими как Meinl, Paiste, Sabian и Zildjian, начиная с тарелок попроще, как например В8 у Meinl, и заканчивая топовыми К Custom у Zildjian   

О ручной ковке тарелок

А теперь поговорим о настоящей ручной ковке, единственной из всех имеющей право так называться. Тарелку помешаются на небольшую круглую наковаленку диаметром 10-15 сантиметров, и начинают с помощью специального молотка, имеющего круглую ударную часть, которая может варьироваться, в зависимости от размера требуемых вмятин, наносить удары. Случайная проковка представляет собой хаотичное нанесение ударов. Такая обработка уменьшает профиль, а также понижает звук тарелки, но в то же время добавляет чистоты звучанию, делает его более теплым и полным. При симметричной проковке удары наносятся более-менее целенаправленно, образую на поверхности рисунок, напоминающий машинную обработку. Это повышает профиль и высоту звука, делает звучание ярким и раскрытым. Также существует еще один метод обработки — проковка после точения. Она добавляет чистоты звучанию, уменьшает количество обертонов, а также фокусирует основной тон. Подобную обработку можно увидеть на тарелках, которые турецкие производители обычно маркируют как джазовые, она легко отличима, за счет того, что после точения характерные ковке кружочки уходят, и новые удары хорошо различимы по сравнению с прежними вмятинами, также подобным образом, но гораздо более интенсивнее обработаны тарелки серии Dark у Meinl.

Тарелки некоторых серий уже после ковки становятся полноценным продуктом, они звучат очень темно и бархатно, немного закрыто, за счет неснятого с поверхности металла.

Точение

Точение представляет собой съем при помощи резца верхнего слоя металла тарелки. Её закрепляют на вертикальном вращающемся и диске, упирают в неё резец и начинают его перемещать по поверхности, снимаю металлическю стружку. Точение также, как и ковка может производиться вручную или на программируемых станках. Характер точения может быть разным — тяготеть к относительно ровной поверхности или же к небольшим хорошо выраженным канавкам, как на большинстве тарелок Paiste.

Для колокольной бронзы точение является неотъемлемой частью формирования формы тарелки, а для листовой — процесс придания ей нужных звуковых качеств.

В современном производстве различают несколько типов точения: полное двухстороннее, одностороннее, когда одна из сторон остается неотделанной, и частичное, полностью зависящее от фантазии разработчиков: гладкая проточенная поверхность перемежается с прокованной (может быть одно или несколько таких чередований) или проточена тонкая полоса с краю или же купол или отдельно стоящие канавки и т.д.

Точение способствует высвобождению звука из тарелки. Металл облегчается и вибрирует более быстро и свободно. Большие глубокие канавки открывают звук тарелки, в то время как мелкие канавки “подслащают” звук. Непроточенные тарелки имеют меньшее количество обертонов, так как не снятый металл выполняет роль своеобразного стабилизатора, приближая звучанию к райдовому.

Теперь, после того как тарелка была прокована и/или проточена для того, чтобы ей стать окончательным продуктом остался один шаг – формирование защитного слоя.
Отделка может быть самой разной:
Тарелке могут позволить окислиться, то есть тарелку оставляют в покое на некоторое время для формирования оксидного слоя. Это довольная старая технология направленная на то, чтобы тарелка приобрела более «спелый» звук.
Могут производить напыления специального металлического слоя или лака. Это практикуется для — тарелок с покрытием natural, которые после точения не полируют;
– тарелок с покрытием brilliant, которые после точения обрабатывают абразивным материалом, добиваясь зеркальной поверхности или применяют соверменную ультразвуковую
– тарелок с покрытием Dark (сюда отнесем все непроточенные тарелки, активно прокованные после точения и др.) которые за счет грубого внешнего слоя по существу практически не нуждаются в защите, так как металл уже покрыт своего рода защитным слоем, не реагирующим на окислители; многие турецкие фирмы такие тарелки оставляют в первозданном виде, крупные производители защищают.
С недавних пор можно выделить еще один вид поверхности – матовый. В Meinl стали использовать пескоструйную обработку – тарелку помещают под струю песка подаваемую под очень большим давлением, маленькие кварцевые частички песка служат абразивным материалом, шлифующим поверхность. После такой обработки тарелка состаривается естественным образом, приобретая соответствующие звуковые характеристики – более теплое, мягкое, размытое звучание.
Похожий эффект дает другой вид обработки – помещение тарелки в кислоту. К ней прибегают немногие фирмы, в частности я слышал лишь про одну – Turkich Cymbals, таrим образом они обрабатывают тарелки серии Fusion.

Современные технологии, а также наличие сильной конкуренции заставляют промышленных гигантов изыскивать все новые и новые маркетинговые ходы. Так совсем недавно Sabian погребла сотню топовых райдов Vault Artisan в канадские земли на восемь месяцев. Почва, судя по внешнему виду, была не самой агрессивной, тарелки были аккуратно, каждая на подставке за крепленной на общей раме, закопаны в землю и благополучно извлечены. Внешний вид не претерпел сколько-нибудь значительных изменений, звук тоже сильно не пострадал, зато подобная акция позволила Sabian взвинтить цену до 800 у.е. за штуку и хорошо пропиариться. 


                                                                        Автор: Руслан Пушкарев

 

Архив Вестник К