Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Когда хочется сказки… Гостья из будущего

Когда хочется сказки… Гостья из будущего

Многосерийная картина «Гостья из будущего», снятая режиссером Павлом Арсеновым по мотивам произведений писателя-фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед», вышла на телевизионные экраны 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени. Этот фильм сразу завоевал любовь зрителей, которые сразу засыпали письмами телевидение, киностудию имени Горького, режиссера Павла Арсенова и автора сценария Кира Булычева. Фильм «Гостья из будущего» стал культовым детским теле­сериалом.

Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и конечно же — благодаря энтузиазму Павла Арсенова.

Двадцать семь лет назад было опубликовано одно из первых упоминаний о съемках детского фильма “Гостья из будущего”. Небольшая заметка в газете “Советская культура” (N74 (5862), 21 июня, 1984, с.4) была неточна и скупа на детали, т.к. создатели картины не хотели заранее раскрывать все тайны неоконченной работы. В подписи к снимку указана лишь Н.Варлей. Вячеслава Баранова на фотографии редакция газеты не узнала, а две девчонки (Марьяна Ионесян, Наташа Гусева) и вовсе были не знакомы широкой публике. Прямо скажем, дети того времени “Советской культурой” не зачитывались, и на статейку особого внимания никто не обратил. Мало ли детских фильмов снимается? Время гостьи из будущего приближалось незаметно… (кликабельна)

Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической «стрелялкой» для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял «Москву — Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу «Сто лет тому вперёд» о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история «Гостьи из будущего».

На роль Алисы пробовали множество красивых пионерок, а Наташу Гусеву, как водится, заметили случайно. Она пришла в студию с подругой, чтобы посмотреть на любимого писателя-фантаста, но когда режиссёр заметил девочку, сразу решил: «Это Алиса!» Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот — зажатой и стеснительной (даже во время съёмок ребята часто «затирали» её в толпе, Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения?» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872-й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого».

Остальных актёров выбрали среди школьников. У некоторых из них уже был актёрский опыт — например, Алёша Фомкин, сыгравший путешествующего во времени Колю Герасимова, снимался в «Ералаше».

В Адлере, где планировали снимать Космозоо, но в итоге сняли только эпизод на стадионе, режиссёр заставлял ребят по-настоящему тренироваться, бегать и прыгать. Он очень переживал, чтобы у его подопечных не было проблем с учёбой, ежедневно по три часа отводил на уроки. Все должны были сидеть в номерах и заниматься. Вот только Арсенов не учёл, что балкон был общий и занятия у детей проходили на свежем воздухе. Без учебников.

С Космозоо вообще связано много забавных моментов. Например, чтобы «оживлять» муляж крокодила, с которым работала Алиса, в пруду Ботанического сада под чучелом сидел водолаз. Он заставлял рептилию двигаться и открывать рот, так что сотрудники Ботсада пугались и советовали всё-таки связать страшилище, чтобы никто не пострадал. А актёру Игорю Ясуловичу приходилось приманивать козла Электрона сигаретами. Козёл бегал за пачкой как на верёвочке и с удовольствием жевал табачные изделия.

К Наташе Гусевой было особое отношение. Однажды во время съёмок она разбила коленку — пришлось делать перерыв. «Из-за тебя сто человек бездельничают, дорогое время пропадает!» — укорял актрису режиссёр. «Я больше не подведу», — пообещала расстроенная Наташа. И не подвела.

Арсенову пришлось особо потрудиться над сценой встречи класса с Алисой. Он долго учил детей восхищаться — на помосте сидел оператор с камерой, а за ним был светофор, на который нужно было смотреть и говорить: «Алиса!!!» Пять дублей дети смотрели на светофор и трепетно выдыхали: «Алиса!!!»

Во время съемки фильма «Гостья из будущего» на съемочной площадке происходили интересные и забавные вещи, о которых тоже нельзя не вспомнить:

 

— за два года съёмок все актёры повзрослели, иногда это довольно заметно. Самым первым был снят эпизод, где Алиса и Юля в третьей серии выбираются из окна больницы во двор. Можно заметить, что пижама на Наташе Гусевой велика ей по размеру, в то время как в палате явно была впору — эпизоды в палате снимались уже спустя год, когда девочка успела подрасти.
— в сцене, где Алиса говорит по-английски, её озвучивает девочка-англичанка, приглашённая из английского посольства.
— в сцене побега из больницы действие происходит на рассвете, а в действительности здание снято с восточной стороны, на закате, это видно по характеру освещения.
— волосы Наташи Гусевой постоянно отрастали, и режиссёр сам стриг актрису. А вот за причёской Алёши Фомкина пристально не следили; следующие в фильме друг за другом эпизоды «экскурсии» Коли Герасимова по Москве будущего снимались в разное время, и при внимательном просмотре можно видеть, что Коля периодически то «обрастает», то становится аккуратно подстриженным.
— Семен Бузган (Коля Садовский) был самым старшим из ребят. Он был единственным, кто по возрасту уже не был пионером. В основном его утвердили потому, что у него к тому моменту ещё не сломался голос. Однако, когда пришло время озвучки, голос как раз сломался, и поэтому хотели пригласить мальчика-дублёра, который мог бы переозвучить, но Арсенов этого не захотел. Кроме Семёна Бузгана, «старым» ещё был Алексей Фомкин, которому было четырнадцать.
— на съёмочной площадке Семён Бузган выяснил, что мама Наташи Гусевой — Галина Макаровна Гусева — его участковый врач.
— Наталья Шанаева (Лена Домбазова) тоже пробовалась на роль Алисы. Всего на эту роль было не менее десятка претенденток.
— по сценарию в сцене похищения миелофона пираты должны были столкнуть Алису в пруд к «крокодилу». Но вода в пруду была слишком холодной, и от сцены отказались, опасаясь, что Наташа может простудиться и сорвать график съёмок.
— в сценарии есть эпизод, когда Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Он был снят, гроссмейстера играл Раднэр Муратов, широко известный как Василий Алибабаевич из культового фильма «Джентльмены удачи». По неизвестной причине в окончательную версию фильма этот эпизод не вошёл.
— по слухам, оригинальная плёнка фильма была сожжена на киностудии им. Горького в конце 90-х. Однако, ходит версия, что оригинал не был уничтожен и хранится в фондах Гостелерадиофонда.
— в сцене, где отец Алисы разговаривает с «учёным»-Крысом на его родном языке, в качестве имитации инопланетной речи используется проигранная задом наперёд фраза «От топота копыт пыль по полю летит».
— в сцене, где Алиса выходит из подъезда с подругой в виде «двухэтажного человека» чтобы убежать от пиратов, в действительности Наташа Гусева сидит на плечах не Марьяны Ионесян, а Алёши Фомкина, который играл роль Коли Герасимова. Его для этого специально переодели в школьное платье и гольфы. Под плащом Алёша ничего не видел, и команды ему подавала сама Наташа. Эпизод снимали весь день.
— фильм начинается с того, что Фима Королёв, прикрываясь книгой, следит за Полиной. В сценарии пояснялось, что эта книга называется «Сто лет тому вперёд». На самом деле (это видно!) Фима держит томик Майн Рида.
— во время погони за Крысом-старушкой в последней серии Весельчак У одет в свитер, но когда Полина парализует их обоих, Весельчак У кроме свитера одет уже и в пиджак.
— в заключительных сценах в заколоченном доме пираты всё-таки овладевают миелофоном, однако после того, как их арестовывает Полина («именем закона галактики»), про миелофон почему-то все забывают. Понятно, что его вернули на место, но следовало бы показать это.
— в одной из сцен полёта на флипах видна стрела установки, на которой был подвешен флип. Также несколько раз отсвечивают тросы, на которых подвешены флипы, постоянно меняются их бортовые номера, а в одной сцене на заднем плане, на том берегу москвы-реки, идет автобус выпуска середины хх века.
— в сцене в больнице, когда Алиса приоткрывает дверь палаты, в стекле видно отражение работника съёмочной группы с микрофоном на длинном шесте.
— Вертер, собираясь увольняться, говорит: «напишу сегодня заявление Литваку». Это своеобразная «шутка для своих»: в годы создания фильма Литвак был директором первого творческого объединения киностудии имени Горького.
— безымянный работник космопорта в исполнении В. Невинного обращается к другому работнику космопорта в исполении М. Кононова: «Михаил Иванович». Это тоже своеобразная «шутка для своих»: имя и отчество актёра М. Кононова — Михаил Иванович.
— два персонажа — Фима и Юля — действуют и в другом произведении Кира Булычёва, не входящем в цикл про Алису — «Два билета в Индию».

Хотя действие фильма в будущем происходит спустя век, в качестве интерьера космопорта снят зал московского аэропорта Шереметьево-2 времён съёмок фильма практически в неизменном нефутуристичном виде (только с соответствующими надписями планет на обычных табло прибытия-отправления и редкими автоматами по продаже бакалеи)

Чтобы снять Алисин рекордный прыжок в длину, оператора вместе с камерой закопали в песок. Но Наташа Гусева всё равно очень боялась, что недопрыгнет и приземлится прямо на дорогостоящее оборудование.

Когда снимали жизнь Алисы в квартире Юли Грибковой, оператору пришло в голову сделать эпизод купания обеих девочек в ванне с пеной. Надо ли говорить, как были рады Наташа Гусева и Марьяна Ионесян, когда от этой идеи всё-таки отказались.

сравнение между книгой и фильмом

— в книге была не 20-я, а другая реальная 26-я московская школа в районе Старого Арбата, с углублённым изучением английского языка.
— действие книги происходит в апреле 1976 года, действие фильма — в апреле 1984. При этом в фильме коля переносится в будущее ровно на сто лет (в 2084), а в книге — на сто шесть (в 2082).
— в книге отстутствуют Полина (она появляется в книге «Пленники астероида», вышедшей в 1984 году) и Робот Вертер. Точнее, в институте времени есть робот-уборщик, но появляется он лишь в маленьком эпизоде, и представляет собой маленький прибор на колёсах.
— амилия Коли в книге не Герасимов, а Наумов. По фильму сразу ясно, какой именно Коля попал в будущее. в книге в первой части, где действие происходит в будущем, фигурирует просто Коля, без упоминания фамилии.
— в фильме Алиса узнаёт «анкетные данные» Коли от знакомых. В книге Коля вырезает надпись с именем, школой и классом ножом на скамейке в космозоо, а Алиса читает эту надпись, случайно увидев группу роботов-уборщиков, не знающих, что делать со скамейкой, испорченной человеком, поскольку в будущем подобного просто не бывает. В разговоре с Юлей Алиса объясняет, почему она уверена, что эту надпись сделал человек из прошлого: «неужели ты думаешь, что через сто лет можно будет найти на земле человека, который будет резать ножом скамейку только для того, чтобы оставить свою подпись?». К тому же в школе во времени Алисы существует деление не на классы, а на группы по интересам.
— способность принимать облик какого угодно человека в книге была только у Крыса. При этом чаще всего в нашем времени он превращался в Наполеона Бонапарта. В фильме превращаться могут оба пирата.
— в фильме машина времени представляет собой светлую комнату с площадкой и пультом управления в центре. в книге машина времени внешне похожа на телефонную будку. Указания («встаньте в круг», «держитесь за поручень») не произносились голосом, а появлялись в виде надписей на пульте.
— в книге машина времени находится в квартире соседа Коли, по совместительству являющегося агентом института времени в xx веке, а подвал заброшенного дома — место, где школьники настигают пиратов и вступают с ними в схватку. В фильме никакого соседа нет, а машина времени размещается в том же подвале, где происходит финальный бой с пиратами.
— в книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме — это коробочка без всяких внешних дополнительных приспособлений с большим прозрачным кристаллом, который в момент чтения мыслей переливается всеми цветами радуги и издаёт мелодичный звук (сейчас миелофон хранится дома у Натальи Гусевой, её дочь Алеся иногда берёт его в школу похвастаться).
— в книге «автобус» представляет собой сооружение, похожее на сферу с двумя дверьми, и надо было войти в одну дверь и выйти из другой, с обратной стороны шара. В фильме «автобус» — плоский и с большим количеством сквозных дверей.
— в книге Юлю из больницы выписывают первую, а Алиса потом сбегает.
— в книге оружием пиратов был только усыпляющий пистолет (костыль в больнице), а в фильме — вполне смертоносный бластер, который разрезал колонны в финальной сцене. Весельчак У использует бластер в книге только один раз для проникновения в институт времени (чтобы расплавить стекло).
— по-разному представлены образы пиратов в книге и фильме. Весельчак У в фильме был примитивным исполнителем, подчиненным Крыса. В книге Весельчак У — умный и хитрый пират.

Дальнейшая судьба актёров
— Наташа Гусева (Алиса Селезнёва), будучи школьницей, снялась ещё в 3 фильмах, не имевших большого успеха (в том числе в «Лиловом шаре» (1987)). В 2008 году озвучила роль капитана космического корабля в полнометражном мультфильме «День рождения Алисы», и снялась в эпизоде сериала «Литейный» (вышли на экран в 2009 году). Окончила московский институт тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова. По одним данным работает микробиологом, однако, из телеинтервью самой Натальи Мурашкевич известно, что по профессии она является биохимиком и работает начальником производства иммунно-биологических препаратов. Имеет дочь Алесю (р. 1996).

— Алексей фомкин (Коля Герасимов) был неблагополучным подростком уже во время съёмок в «гостье из будущего». Снялся в роли второго плана в фильме «Повод». Принял участие в съёмках нескольких выпусков киножурнала «Ералаш». По окончании школы в 1986 году не смог получить аттестат зрелости. В 1987 году снялся ещё в одном фильме. Из-за полугодового отсутствия предложений о съёмках ушёл в армию. После демобилизации устроился работать в мхат, но через 3 месяца был уволен за прогулы. Работал маляром на стройке, но был уволен и оттуда. Начались проблемы с наркотиками. Уехал в маленькую деревню безводное, где устроился мельником, потом женился и переехал во владимир. Погиб при пожаре в ночь с 23 на 24 февраля 1996 г.

— Алексей Муравьёв (Боря Мессерер) занимается историей и филологией христианского востока.

— Семён Бузган (Коля Садовский) эмигрировал в Израиль.
— Илья Наумов (Фима Королёв) работает в строительном бизнесе.

— Елена Метёлкина (Полина) работает в элитной школе иностранных языков менеджером по работе с клиентами.
— Марьяна Ионесян (Юля Грибкова) больше не снималась. Окончила философский факультет МГУ, эмигрировала в США, работает бизнес-консультантом.

— Наталья Шанаева (Лена Домбазова) хотела стать, но так и не стала, актрисой. Живёт в Москве, многодетная мать.
— Евгений Герасимов (робот Вертер), актёр и режиссёр, много снимался в фильмах и снимал фильмы как до, так и после «Гостьи из будущего». Ныне депутат московской гордумы, и. о. главы союза кинематографистов России. Член политсовета московской организации партии «Единая Россия».
— Вячеслав Невинный (Весельчак У) стал народным артистом СССР (1986). Продолжал озвучивать мультфильмы (до 1991) и сниматься в кино (до 2003 года), в частности, в 1987 году снялся в фильме «Лиловый шар» в роли Громозеки. В 2005 году из-за осложнения диабета перенёс ампутацию стопы левой ноги, а в 2006 — ампутацию правой ноги. 31 мая 2009 года скончался на 75-м году жизни в своей московской квартире.
— Михаил Кононов (Крыс) — историю которого мы рассказывали читателям в статье о комедии Большая перемена —  после 1990-го года снимался всё реже, негативно отзывался о состоянии современного российского кинематографа. Умер 16 июля 2007 года от сердечного приступа, забытый друзьями и коллегами, в полной нищете.

Павла Арсенова упрекали за то, что он снял «сладенькую сказку», что о будущем надо было делать «картину-предостережение», но режиссёр думал в том числе и о детдомовцах, хотел показать им другой мир, более разумный, приветливый: «Я могу снять червяка пострашнее, чем в «Броненосце «Потёмкине», но представляю, с каким чувством это будут смотреть наши дети».

Алиса Селезнева в исполнении Наташи Гусевой – не просто персонаж любимого детского фильма, «девочка из будущего», Алиса, – она навсегда. Нет ни одного детского фильма (взрослого тоже), который бы врезался в память поколения ТАК. Любимые фильмы, конечно, есть. И культовые – тоже есть. А таких – больше нет. Когда поклонники не забывают его и спустя двадцать с лишним лет. И поклонники не просто делают сайты – они по крупицам восстанавливают историю, они ищут и находят ребят, снимавшихся в любимом кино, членов съемочной группы, берут у них интервью, поражая проникновением в детали непосредственных участников съемок, они делают все, чтобы фильм оставался живым. А в Московском парке дружбы разбита Аллея имени Алисы Селезнёвой — единст­венная в мире аллея, названная в честь героини фильма.

Но, что удивительно, у кинокритиков начала 80-х «Гостя из будущего» вызвала сплошной негатив.

«Однако у взрослых, естественно, возникает вопрос: что ребята узнают нового, чему научатся во время долгих экранных странствий, каким будет их душевный опыт? Была в фильме одна реплика, которая могла бы стать зерном любопытного сюжета: «А может быть, я твоя внучка?» — говорит московской школьнице Юле Грибковой девочка Алиса, прилетевшая из Москвы будущего. Какой интересной, глубокой и философичной могла бы стать картина, авторы которой попытались бы заразить юных зрителей чувством, ответственности за будущее, и прежде всего за людей будущего» («Советская культура», апрель 1985 года).

Страшно представить – каким чудовищным пафосом могла бы быть наполнена «Гостья», если бы ее авторами стали такие вот критики. К счастью, фильм делали нормальные, очень талантливые люди. Именно поэтому мы помним и любим его. Такую, казалось бы, незамысловатую историю о девочке из будущего, мальчике из прошлого, грустном роботе, космических пиратах и удивительном устройстве «миелофон», умеющем читать мысли. И о том, как пираты гонялись-гонялись за вредным парнишкой, да нашла коса на камень. И это все?!!! Но почему же мы так любим этот фильм? Загадка…

Режиссер фильма «Слуги государева» Олег Рясков решил снимать продолжение фильма «Гостья из будущего«. Съемки продолженья приключений Алисы Селезневой, героини фантастической прозы Кира Булычева планировались начаться в 2009 году.

Планируется снять: «не ремейк в прямом смысле слова, а самостоятельное произведение«, пояснил режиссер Рясков в интервью «Московскому комсомольцу». Бюджет фильма составит не маленькую по Российским меркам сумму — десять миллионов евро.

Сценарий ленты уже написан. Режиссерский синопсис второй части звучит следующим образом: «Алиса и ее папа, профессор Селезнев, в недалеком будущем принимают участие в неком очень важном эксперименте. Но их похищает группа авантюристов, правдами и неправдами оказавшаяся в том же месте и в то же время. С этого начинаются приключения Алисы — как на Земле, так и на других планетах«.

Главную героиню поручено сыграть Дарье Мельниковой, которая больше напоминает девочку из мультфильма «Тайна Третьей планеты», а не удивительную нездешнюю Наташу Гусеву, а в остальных ролях Александр Скворцов, Михаил Полицеймако, Елена Полякова, Николай Чиндяйкин и Андрей Рыклин.

Ждет ли продолжение приключений «гостьи из будущего» успех, как у уникальной «Гостья из будущего» неизвестно, но очень интересно посмотреть!

 

Архив Вестник К