Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ Полезное
1Вт
2Ср
4Пт
6Вс
7Пн
9Ср
10Чт
11Пт
14Пн
15Вт
16Ср
18Пт
20Вс
21Пн
22Вт
23Ср
24Чт
25Пт
26Сб
27Вс
28Пн
29Вт
30Ср
31Чт
октября 2019
• Личный кабинет
Логин: (регистрация?) Пароль: (напомнить?)
• РЕГИСТРАЦИЯ
Свежие статьи Самые свежие статьи Вестника К

Полицейский из Подмосковья работал на ЦРУ, воевал в Донбассе и сел на 13 лет за госизмену. Мы с ним поговорили...

Мы выяснили у сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца, смогут ли теперь арестованные кандидаты продолжать борьбу за участие в осенних выборах.

Одна из самых запоминающихся участниц московского протеста — 17-летняя Ольга Мисик. Мы с ней поговорили...

Московские суды арестовали 29 июля не менее 40 человек, задержанных на акции протеста 27 июля, сообщает «ОВД-Инфо». Полный перечень решений можно посмотреть...

Зачем Россия отправляет в Венесуэлу военных советников и других специалистов...

• Реклама
О веселом Отдохни с Вестником

Собрали для вас примеры импортозамещения из России и дружественных республик. Глядя на них, хочется то ли плакать, то ли смеяться.

15 мая на аукционе Christieʼs в Нью-Йорке была продана скульптура «Кролик» американского художника Джеффа Кунса. Цена лота составила 91 075 000 долларов — это новый аукционный рекорд для работы ныне живущего художника.

Работа Клода Моне из серии «Стога сена» продана на аукционе Sothebyʼs в Нью-Йорке за 110,7 миллиона долларов. Это рекорд аукционной цены для картин этого художника.

Елена Фернандес из Сальвадора, Бразилия, открыла свой маленький тату-салон и тут же получила невероятную популярность среди местных жителей...

• Новости мира
Лавров объявил о прекращении военной операции Турции в Сирии
Военная операция Турции на северо-востоке Сирии прекращается, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров в Сочи президентов России и Турции.

Британский парламент принял во втором чтении законопроект о Brexit
Британский парламент принял во втором чтении законопроект о Brexit с включенным в него текстом нового соглашения с Евросоюзом об условиях "развода".

Шойгу заявил о побеге около 500 террористов из тюрем на севере Сирии
Порядка 500 террористов сбежали из тюрем на севере Сирии за двое суток, когда охрана была снята, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.


Галифакская трагедия.      

Информация к новости
  • Просмотров: 10210
  • Комментариев: 11
  • Автор: роуан
  • Дата: 16-10-2011, 13:36
  • В закладки:
  • 0
16-10-2011, 13:36


У этой трагедии особая судьба: ее почти забыли в реальной жизни и одновременно навсегда обессмертили в кино и романах. 

Взрыв в Галифаксе 6 декабря 1917 г. входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи. Масштаб катастрофы был ужасен. Город был уничтожен,  чисто погибших исчислялось тысячами жертв. Это была одна из самых страшных техногенных катастроф XX века. Человеческий фактор, как сейчас принято говорить, приведший к невероятной трагедии.


1917 г. Первая мировая война. Мир старушки Европы погружен в безумие крови и газовых атак.  За океаном же грозные отзвуки мирового психоза были едва-едва слышны в тиши канадских провинций.

Однако к портовому городу Галифакс война была чуть-чуть ближе. Галифакс играет роль нервного центра канадских ВМС. Сюда, помимо кораблей нейтральных стран, периодически заходили «отдохнуть» от немецких подлодок  суда Антанты (французские и британские). Принимали грузы и опять уходили в безумие войны.


Вечером 5 декабря старенький пароход «Мон Блан», вышедший из Нью-Йорка со стратегическим грузом, для воюющей Франции,  встал на внешнем рейде Галифакса в ожидании разрешения войти в порт. В нарушение всех правил судоходства капитан "Мон Блана" не оповестил портовые власти о грузе на борту и не вывесил на мачту положенный в таких случаях красный флаг ("осторожно, взрывчатка"). В трюмах и на палубе корабля находилось в общей сложности 3 000 тонн взрывчатых веществ - 200 тонн динамита, 2300 тонн пикриновой кислоты, 61 тонну пироксилина и 35 тонн бензила. Легко-воспламеняющийся бензил был складирован в бочках прямо на палубе корабля.


Незадолго до этого командир британского конвоя, шедшего в Европу, отказал капитану «Монблана» Айму Ле Медэку в сопровождении, мотивировав это тем, что перегруженный пароход не обладает необходимой для безопасности перехода скоростью, и посоветовал ждать формирования другого конвоя в Галифаксе.


К утру разрешение было получено. 6 декабря около 7 часов «Монблан» начал заходить в порт под руководством местного лоцмана начал осторожно петлять по узкому коридору заминированного фарватера, направляясь в гавань. Вход в порт Галифакса достаточно узок и, хотя два корабля могут в нем безопасно разойтись, ни один моряк не рискнул бы проходить его вместе с плавучей бомбой.


Буквально в то же время капитан норвежского парохода «Имо»  начал выходить из порта.


Когда вахтенный «Монблана» заметил пересекающее ему курс судно, между пароходами было около мили. Лоцман на "Монблане» дал вправо. «Имо» почему-то свернул влево, чем только ухудшил ситуацию. В тот момент на «Имо» уже начали что-то понимать и тоже остановили двигатели. Пароходы двигались только по инерции, чуть не соприкасаясь правыми бортами, в нескольких метрах друг от друга, как вдруг норвежец дал задний ход, а так как рули его были в тот момент по-прежнему вывернуты влево, это привело к тому, что нос «Имо» развернуло… Два корабля столкнулись в самом узком месте пролива. Тяжелый "Имо" пропорол обшивку французского корабля по правому борту. Капитан «Имо» тут же дал машине задний ход, высвободился из пробоины и ушёл, но от мощного удара металла о металл в воздух поднялся сноп искр, от которых загорелся разлившийся по палубе бензил и начался пожар. Столб чёрного дыма поднялся на высоту 100 метров.


Ле Медэк почти сразу дал команду покинуть судно. Весь экипаж «Мон Блана» благополучно добрались до берега, бросив смертельно опасный груз на произвол судьбы. И эта, вторая уже халатность экипажа стала просто фатальной.

Брошенный горящий корабль начал дрейфовать к 6-му пирсу порта Галифакса. 


Столкновение кораблей и пожар не могли не привлечь внимания жителей города. На набережных и причалах стали собираться толпы зевак, с интересом наблюдавшие за пожаром. Только экипаж «Мон Блана» и командование морского штаба знали, какой груз размещен в трюмах парохода. Когда моряки добрались до берега, то большинство бросилось бежать без оглядки. Вопли ошалевших от ужаса французских моряков поняли единицы. Одним из них был железнодорожный диспетчер Винс Коулман, который бросился бежать подальше от набережной. Мы никогда не узнаем о чем именно думал Коулман, пока бежал, но мы знаем, что он сделал. Он бросился на станцию (а она располагалась прямо рядом с портом) и передал телеграмму ближайшему приближающемуся поезду: "К ПИРСУ №6 ПЛЫВАЕТ ГОРЯЩИЙ КОРАБЛЬ С БОЕПРИПАСАМИ. ДО СВИДАНЬЯ". Телеграмма Коулмана спасла жизни 700 пассажирам поезда, но сам спастись он уже просто не мог.


В 9 часов 6 мин утра. Галифакс и его окрестности потряс самый мощный в мире взрыв. Смертельный груз "Монблана", размещенный впереди и позади средней надстройки и машинного отделения, детонировал почти мгновенно: сначала взорвались первый и второй трюмы, затем - третий и четвертый. Корабль "Мон-Блан" превратился в облако раскаленных металлических осколков, которые дождем пролились на Галифакс и пригороды. Над местом взрыва на 1,6 км. вверх поднялся гигантский огненный шар. В момент взрыва под кораблем испарилась вся вода и стало видно морское дно. Взрывная волна стерла с лица земли все строения и убила почти все живое на 2 квадратных километрах вокруг. Взрыв мгновенно вызвал цунами и на город обрушились 18-метровые волны. Невероятная температура взрыва в холодном зимнем воздухе привела к образованию десятков маленьких торнадо. 


Сказать, что окрестных зданий не осталось, это значит, ничего не сказать. Смертоносный груз "Монблана" уничтожил 1600 жилых домов и повредил еще 1200. Были разрушены 3 школы, в которых из 500 учеников в живых остались всего 11. Рухнул приют сирот, похоронив под собой всех его обитателей.

Почти никто не уцелел на текстильной фабрике, а в цехе литейного завода, что стоял недалеко от пирса No 6, из 75 человек спаслось, получив тяжелые ранения, всего 6. Погибло несколько сот рабочих, собравшихся на крыше сахарного завода "Акадиа", чтобы посмотреть пожар "Мон Блана".

Огромное число жертв в Галифаксе объяснялось тем, что когда загорелся пароход, люди хотели посмотреть на это зрелище - они стали собираться на набережных, на крышах, холмах. Те, кто был в это время дома, смотрели на пролив в окна. Горевший пароход привлек массу людей.

Стальной кусок шпангоута "Мон Блана" весом около 100 кг нашли в лесу в 12 милях от города. Веретено станового якоря, которое весило около полутонны, перелетело через пролив Норт-Арм и упало в лесу в 2 милях от места взрыва. Четырехдюймовую пушку, которая стояла на баке "Мон Блана", нашли с расплавленным наполовину стволом на дне озера Альбро, расположенного в 1 миле за Дартмутом.

На город падали не только куски разорвавшегося парохода, но и огромные обломки скал со дна пролива, камни и кирпичи домов. Из стоявших в гавани судов погибла дюжина крупных транспортов, а десятки пароходов и военных кораблей получили очень сильные повреждения.

А  потом на загроможденные обломками улицы города упала искрящаяся паутина проводов. Из-за развалившихся угольных печей и плит повсюду начались пожары. Произошла удивительная вещь - в округе в радиусе 60 миль в церквах от взрывной волны зазвонили колокола. Их звон - панихида по погибшему городу.

Больше всего человеческих жертв оказалось на пристани. От многих из тех, что стояли на пристани и сидели на окрестных крышах, не сохранилось даже фрагментов.

По данным канадских историков, на месте взрыва сразу же погибли 1963 человека. Еще 400 погибли в течение следующего дня под завалами разрушенных зданий и в пожарах, вспыхнувших по всему городу; более 2000 пропали без вести; раненых около 9000 человек; 500 лишились зрения от разлетевшихся в окнах стекол; 25000 остались без крова.

Утром следующего дня на несчастный Галифакс обрушилась метель, которая засыпала город 40 см снега. Под снегом, от холода  погибли оставшиеся под обломками люди.

Спасение раненых и заваленных рухнувшими зданиями началось почти сразу же после взрыва. Уцелевшие здания были превращены во временные госпитали и морги.


Метель и снежные заносы, пожары, резкая оттепель и невообразимая грязь – все это затрудняло работу спасателей. Спасти удалось очень немногих.

Когда мир узнал о катастрофе, в Галифакс направили помощь. Во многих странах мира проводился сбор пожертвований в пользу жителей разрушенного города. В итоге Галифакс получил 30 млн. долларов, но для того чтобы полностью залечить свои тяжелые раны, городу потребовалось несколько лет.

13 декабря 1917 г. в уцелевшем здании городского суда началось расследование причин катастрофы. В комиссию вошли представители Британского адмиралтейства, капитаны кораблей, известные в городе инженеры и юристы. Суду было ясно, что причиной катастрофы явилось столкновение пароходов в проливе Тэ-Нарроус. Капитан «Мон Блана» Ле Медек и лоцман  Маккей были арестованы, а через год - освобождены и обоим вернули судоводительские права. Позже международный суд, разбиравший иски двух судоходных компаний, решил, что в столкновении виновны оба судна в равной степени.

В 1921 г. во время рейса из Норвегии в Антарктику «Имо» выскочил на камни и погиб. Капитан Ле Медэк веышел в отставку в 1922 г. В 1931 г. французское правительство, как бы подчеркивая невиновность своего флага в столкновении "Монблана" и "Имо", в связи с уходом на пенсию наградило бывшего капитана парохода, погубившего город, орденом Почетного Легиона.

Удивительно, что никому из судей не пришла в голову мысль обвинить в галифакской катастрофе Британское адмиралтейство, которое фактически приказало судну, набитому взрывчаткой, войти в пролив, забитый десятками судов, проходящий через город, и бросить якорь в бухте Бедфорд, где оно должно было ждать формирования конвоя. Никому не пришло в голову отдать приказ ожидать конвоя на внешнем рейде Галифакса. Там, если бы даже "Монблан" получил в борт торпеду немецкой подводной лодки, то город не пострадал бы. Однако об этом на суде не было сказано ни слова. Тысячи заживо сгоревших жертв погибшего города так и не дождались суда и возмездия.





Вернуться   ==   Сообщить об ошибке? ==  Просмотров: 10210  ==  Комментариев: 11    Автор: роуан


Дорогие друзья! У нас появилась официальная группа вконтакте: http://vk.com/vestnik_k - теперь следить за нашими новостями еще удобнее!
поделиться с друзьями     
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем, чтобы получить доступ ко всем ресурсам сайта.
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 771
  • Skype: Lamula_crng 
  • Коммент №: 1
 

это была война :(



  • Оценка:  0
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 411
  • Skype: genrih-iv1 
  • Коммент №: 2
 

Это была халатность. На войну можно почти все списать.

 


  • Оценка:  10
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 496
  • Skype:
taisia   16 октября 2011 16:02
  • Коммент №: 3
 

Ламула,
При чём тут война? Это обычное человеческое "авось пронесёт" и "да ладно, ничё страшного не случится". 



  • Оценка:  5
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 142
  • Skype:
Magvai   16 октября 2011 16:13
  • Коммент №: 4
 

Крутооо!!! Бабахнуло )) это не война это <мат>))


  • Оценка:  -5
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 290
  • Skype:
  • Коммент №: 5
 

Цитата: Эль Сид
Может вы допустили ошибку при написании статьи?


В консаменте значилось: "2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка. Порт назначения - Бордо". Это из "Энциклопедии кораблей", да и в других источниках тоже бензол.
  А вообще бред...капитан, не вывесивший флага об опасном грузе и покинувший горящее судно был награжден орденом... Получилось что никто не виноват в том что случилось с целым городом, жители вроде как сами ... "любопытство сгубило кошку".


  • Оценка:  2
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 771
  • Skype: Lamula_crng 
  • Коммент №: 6
 

taisia

дело в том, что опасный груз по приказу был впущен в бухту...

т.к. шла война адмиралтейство приняло решение спрятать столь "ценный" груз в спокойную, защищенную минами, гавань Галифакса... вследствии чего возникла трагическая ситуация...

я бы не взялась обвинять шкипера с Монблана ибо он знал на сколько опасный груз, потому и дал команду "за борт", ну а вся эта горючая смесь могла сдетонировать и мгновенно... а еще нужно учесть и панику среди матросов в данной ситуации...

вот вы, например, видели реальную панику? думаете столь велики шансы управлять людьми во время паники? абсолютно нет, напротив, толпа в панике абсолютно неконтролируемая!!

мое мнение в виновных - стечение дурных обстоятельств, в т.ч. война!!

 



  • Оценка:  1
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 684
  • Skype:
Subds   16 октября 2011 20:21
  • Коммент №: 7
 

Цитата: Эль Драко
А вообще бред...капитан, не вывесивший флага об опасном грузе и покинувший горящее судно был награжден орденом...


Это уже политика, возможно. Не бред даже, а преступление (покрывать преступника - тоже преступление)

Цитата: Ламула
дело в том, что опасный груз по приказу был впущен в бухту... т.к. шла война адмиралтейство приняло решение спрятать столь "ценный" груз в спокойную, защищенную минами, гавань Галифакса... вследствии чего возникла трагическая ситуация...


А вообще, думаю, был ли приказ или не был - ответственности с капитана парохода с опасным грузом не снимает совершенно. Капитан - он и есть капитан. Чтобы не случилось с судном, если оно не дошло до места прибытия, он  - всегда в этом виновен. Он не имеет права недодумать, не предусмотреть, скрываться от ответственности за отговорками "я-то что, мне приказали" и прочее. Потому-то должность капитана во всем мире и во все времена и вызывала уважение.

Ладно, допустим, кто-то из чиновников, сидящих в кабинете всю жизнь, никогда не видевших ни моря, ни рапоходов, ни взрывчатки, дал приказ, который показался ему разумным. Кто-то из чиновников в порту этот приказ передал на корабль.
Но капитан-то должен был предусмотреть возможные последствия от проводки судна в узком проходе!
Он имел полномочия и не слушаться приказа портового начальства, или требовать повышенныъх мер безопасности при проводке. Мог убрать бочки с горючим веществом с палубы. Мог хотя бы просто напомнить отдавшим приказ, какую смесь везет (легковоспламеняющиеся вещества и взрывчатка - мог бы при загрузке и протестовать против состава груза).
И да, вывесить для начала флаг об опасном грузе.
Мог, мог, мог... (еще вариантов куча)
И ничего не сделал.
Даже не предупредил людей на набережной об опасности.
Что, капитан судна, осуществляющего международные перевозки, английского не знает?
Ладно, допустим такую ерунду.
Но в Канаде и французы живут, с которыми он мог поговорить на родном языке, и вроде и недалеко от Галифакса.
Полагаю, родным языком он все же владел. 

Цитата: Ламула
я бы не взялась обвинять шкипера с Монблана ибо он знал на сколько опасный груз, потому и дал команду "за борт", ну а вся эта горючая смесь могла сдетонировать и мгновенно... а еще нужно учесть и панику среди матросов в данной ситуации...


Возможно, когда полыхать начало, уже и сделать ничего было нельзя (кстати, а как насчет того, чтоб открыть кингстоны, чтоб корабль не к пирсу дрейфовал, а затонул?
Да, загромоздил бы проход, возможно, но ничего - достали бы потом.
Да, для этого нужна смелость и самоотверженность - но у капитана, тем более везущего опасный груз, они должны быть "системно"
И самое гллавноге - надо было не допустить подобной ситуации.

Цитата: taisia
При чём тут война? Это обычное человеческое "авось пронесёт" и "да ладно, ничё страшного не случится". 

+500 


  • Оценка:  4
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 496
  • Skype:
taisia   16 октября 2011 22:23
  • Коммент №: 8
 

Ламула,
ввести судно, нашпигованное тоннами взрывчатки в гавань этого несчастного города, всё равно что пронести образцы Сибирской язвы через Красную площать в полиэтиленовом пакете и списать всё на войну с терроризмом. В высшей степени непродуманно, если не сказать - вершина идиотизма. 



  • Оценка:  0
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 674
  • Skype:
  • Коммент №: 9
 

 В момент взрыва под кораблем испарилась вся вода и стало видно морское дно.

Интересно, а то это мог в тот момент разгледеть??


  • Оценка:  1
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 0
  • Комментов: 101
  • Skype:
  • Коммент №: 10
 

Dracula1,
Вот мне тоже стало интересно, космические корабли то ещё не бороздили просторы Большого театра)


  • Оценка:  0
  •    
  •    
<
  • Публикаций: 439
  • Комментов: 1232
  • Skype:
  • Коммент №: 11
 

Dracula1,
Night Fly,
для описания факта всегда нужны очевидцы? Тогда история планеты Земля должна начаться с появлением стилоса и дощечек, чтобы было куда очевидцу записывать произошедшие факты. Взрыв был смоделирован позднее, уже в ядерную эру, когда пытались определить его мощность в тротиловом экиваленте.


  • Оценка:  1
  •    
  •    

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • На Главную
  • Реклама
    Новости мира
    Лавров объявил о прекращении военной операции Турции в Сирии
    Военная операция Турции на северо-востоке Сирии прекращается, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров в Сочи президентов России и Турции.

    Британский парламент принял во втором чтении законопроект о Brexit
    Британский парламент принял во втором чтении законопроект о Brexit с включенным в него текстом нового соглашения с Евросоюзом об условиях "развода".

    Шойгу заявил о побеге около 500 террористов из тюрем на севере Сирии
    Порядка 500 террористов сбежали из тюрем на севере Сирии за двое суток, когда охрана была снята, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.

    Вверх
    Вверх