Паровые трамваи
Начнем с предпосылок их появления. Тягловая лошадь, как известно, производит не только полезную работу, но и отходы жизнедеятельности, причем в немалых количествах. Одна сивка-бурка в среднем за день щедро выдает по 15-20 килограммов навоза и более 10 литров мочи, а так как ее невозможно приучить делать это в специально отведенных местах, городская коняга удобряет мостовую везде, где ей заблагорассудится. Ну а поскольку в середине XIX века лошадей в городах было много (например, в Париже — более 70 тысяч), на улицы ежедневно вываливались и выливались тысячи тонн экскрементов. Газеты печатали ужасные прогнозы, что если количество конных экипажей и дальше будет расти, то европейские столицы уже к началу будущего столетия буквально утонут в навозе.
Но прогнозы не сбылись, поскольку, как говорил великий комбинатор, на смену архаичной лошадке прискакал железный конь. А сердцем этого коня изначально была паровая машина. Помимо гигиеничности (на дым тогда никто не обращал внимания, ведь все дома топились дровами, углем и торфом), паровик имел и другие преимущества перед кобылой: гораздо более высокую удельную мощность, компактность, надежность, долговечность, возможность ездить быстрее и способность работать без выходных. Лошадям, таскавшим омнибусы и конки, после каждого дня работы требовался день отдыха, иначе они быстро «изнашивались» и дохли. Поэтому транспортным фирмам приходилось на каждый вагон иметь двойной комплект «силовых установок». Ну и кроме того, паровоз, в отличие от лошади, нельзя испугать, что тоже немаловажно, ведь в позапрошлом веке выражение «кони внезапно понесли» то и дело мелькало в полицейских сводках.
Неудивительно, что почти сразу вслед за конными трамваями возникли паровые. Их можно разделить на две категории. Первая и более распространенная представляла собой обычный небольшой паровоз, внешне «облагороженный» в соответствии с тогдашними представлениями об эстетике. Он тянул за собой пассажирские вагоны, причем, если лошадиная упряжка могла буксировать только один вагон, то к паровозу нередко цепляли два, а то и три, благо мощность позволяла.
Второй тип аналогичен современному трамваю, в котором двигатель с кабиной водителя и пассажирский салон монтировали на едином шасси. Ниже приведена фотоподборка паровых конок (в России их именно так и называли вполне официально) из разных стран и городов.
Английский паровой трамвай системы Грина образца 1887 года
Поскольку из паровозной трубы летели искры и копоть, империалы таких трамваев, как правило, делали закрытыми. А чтобы не возить запас воды, на крыше локомотива монтировали трубчатые конденсаторы, так что машина работала по замкнутому циклу.
Такой же паровой трамвай в шотландском городе Данди, 1898 год
Еще один аналогичный английский паровозик с четырехосным вагоном
Здесь империал оставлен открытым, так что его пассажирам, решившим сэкономить, не позавидуешь.
Австралийский трамвай с вагоном «тропического» типа и паровозом без конденсатора
Такие паровозы начали ходить по Дублину в 1888 году
А такие составы двухэтажных вагонов возили пассажиров по столице Ирландии еще в 1930-е годы
Интересно, что кабина водителя локомотива расположена спереди, а рабочее место кочегара — сзади, хотя обычно на паровозах они объединены.
В филиппинском городе Малабон паровой трамвай ходил с 1883 по 1898 год
Последняя в Европе линия парового трамвая действовала в голландском городе Доесбурге аж до 1956 года
Обратите внимание, что этот трамвай был грузопассажирским, сзади к нему прицеплен товарный вагон.
Паровой трамвай Женевы, 1897 год
В Швейцари этот вид городского транспорта получил в конце XIX века наиболее широкое распространение, поскольку ее гористый рельеф затруднял использование конок. Лошади, тащившие вагон вверх по склону, быстро утомлялись.
Схема устройства немецкого бесконденсаторного трамвайного локомотива
Трамвайный локомотив, выпускавшийся в 1890-е годы на Коломенском машиностроительном заводе
Такие паровозы использовались на трамвайных маршрутах Санкт-Петербурга и других российских городов.
Паровой трамвай на Лесной Улице Петербурга, 1911 год
Тоже Санкт-Петербург, Невская линия парового трамвая
Паровой трамвай в Киеве с вагоном открытого типа, 1892 год
Перейдем к «трамваям-моноблокам» с двигателем и салоном на общей платформе
Этот паровой рельсовый омнибус Брюннера был построен во Франции в 1876 году
Трамвай конструкции инженера Пюрри на парижской улице
Австралийский одноэтажный трамвай Хаукера, 1906 год
Паровой трамвай Стокгольма, в отличие от предыдущего, легко спутать с электрическим, если не обращать внимания на отсутствие токосъемника. Снимок 1901 года
Паровой трамвай, спроектированный в 1876 году английским инженером Вудсом по заказу городских властей Вены
Не знаю, был ли этот проект принят и реализован…
Паровые трамваи Роуэнса «полураздельного» и «моноблочного» типов, которые были представлены на технической выставке в Антверпене в 1885 году